tripandme
Бесплатный онлайн-путеводитель по Венгрии и Будапешту
Автор: Рубрика: Сербия 3 комментария

Общественный транспорт в Белграде — все самое нужное в одной статье

Из данной статьи вы узнаете про общественный транспорт Белграда, о том, какие виды билетов доступны для туристов. Также я расскажу, как составлять маршруты проезда по сербской столице и поведаю об особенностях местного общественного транспорта.
На чем ездить в Белграде

Как по мне, общественный транспорт в Белграде практически не нужен, так как город относительно небольшой, а центр со всеми главными интересностями и того меньше. Даже до Нового Белграда, если захотите, например, устроить шопинг и посетить ТЦ Ушче (Ušće) или Меркатор (Mercator), пешая прогулка не займет много времени. Это при условии, что вы будете жить в центре или околоцентральных районах, а не у черта на куличках.

Автобус понадобится разве что для поездки в Земун, хотя в теплое время года и до него можно прогуляться на своих двоих. Тем более, почти сразу после моста начинается отличная набережная с променадом. Ну и до фешенебельного района Дединье своим ходом тоже идти далековато. Хотя если вас интересует исключительно Белый дворец, то огорчу любителей самостоятельных путешествий. Попасть туда можно только с организованной экскурсией, автобус с туристами отходит из центра (все подробности вы найдете по ссылке в предыдущем сообщении).

Однако, обстоятельства бывают разные: кто-то приезжает с детьми или быстро устает или, быть может, обожает знакомиться с общественным транспортом новых городов. Поэтому отдельную статью про общественный транспорт Белграда я все же решил написать. Сначала коротко расскажу о видах общественного транспорта, а затем о билетах на него.

Несмотря на то, что Белград является городом-миллионником (1,2 млн жителей), метро в нем отсутствует. Хотя проект Белградского метрополитена разработали, утвердили и даже успели построить две станции — «Караджорджев парк» и «Вуков споменик». Сейчас эти станции активно используются городской электричкой БГ ВОЗ, которая является частью общественного транспорта Белграда. Протяженность линии – 23 километра, на ней расположены девять станций, на проезд по которым уйдет около 40 минут.

Кратко о видах общественного транспорта Белграда

Традиционные виды общественного транспорта – автобус, троллейбус и трамвай – в Белграде представлены. Подвижной состав постепенно обновляется, но есть еще очень много устаревшей техники. Например, на улицах сербской столицы вам наверняка попадется на глаза старый трамвай с надписью о том, что Белграду его подарила Швейцария, а именно город Базель.
Старый трамвай в Белграде
При этом, по улицам города также «бегают» современные составы испанского концерна CAF.
Новый трамвай в Белград
Правда, по моим ощущениям старых трамваев пока все же больше. Всего по Белграду курсируют 11 трамвайных маршрутов. Треть из них идут к Калемегдану и Белградской крепости.

Троллейбусных маршрутов в сербской столице чуть меньше, чем трамвайных – 7. По какой логике им присваивались номера, не ясно, но идут они не друг за другом, а в следующем порядке: 19, 21, 22, 28, 29, 40, 41. Троллейбусы в основе своей современные.
Троллейбусы в Белграде
Автобусы без преувеличения самый популярный общественный транспорт Белграда. В городе насчитывается более 140 обычных маршрутов и более 30 ночных.

В сербской столице есть также маршрутные такси, но данный вид общественного транспорта не особо популярен. Скажу честно, что мне на маршрутке за несколько месяцев жизни в Белграде прокатиться ни разу не довелось.

О билетах на общественный транспорт в Белграде

Человеку, впервые столкнувшемуся с общественным транспортом сербской столицы, билетная система может показаться несколько запутанной и неудобной. Отчасти так оно и есть, но раз вы читаете эту статью, то значит быстро во всем разберетесь. Фактически у вас есть три основных варианта покупки билетов для проезда в общественном транспорте Белграда.

  1. Самый простой и одновременно самый затратный способ. Каждый раз покупать билет у водителя, 1 билет стоит 150 динар, Подойдет тем, кому нужно воспользоваться общественным транспортом не более 2-3 раз. Если поездок намечается больше, то имеет смысл рассмотреть вариант приобретения карты БусПлус (BusPlus) – подробно о ней рассказываю ниже.
  2. Пластиковая карта БусПлус стоит 250 динар, покупается она в любом газетном киоске. Возврату не подлежит. На нее нужно положить нужную сумму (при пополнении 900 динар 100 дается в подарок), которой затем можно оплатить проезд в общественном транспорте. Имейте в виду, что киоски принимают к оплате только наличные деньги.

Газетный киоск в Белграде
Стоимость проезда при оплате картой BusPlus составляет 89 динар (на 61 динар меньше, чем при покупке билета у водителя). Давайте попробуем посчитать, при каких условиях нужна карта. Если, к примеру, вас двое и вы совершите две поездки, то при покупке билета у водителя вы заплатите 600 динар, при покупке карты БусПлюс 610 динар. То есть при таком раскладе покупать у водителя даже выгоднее. Если поездок планируется больше, то лучше уже приобрести БусПлюс. Карта действует три года и может пригодиться при следующем вашем приезде в Белград. Ее также можно передать знакомым, так как она не именная.

  1. Проездной, дающий право на неограниченное число поездок на общественном транспорте Белграда в пределах срока его действия. Бывают проездные на 1, 3 и 5 дней. Приобрести их можно там же, где и карту BusPlus – в газетных киосках. Стоимость таких проездных составляет 250, 700 и 1000 динар соответственно. Также 40 динар нужно будет заплатить за саму бумажную карту.

Важный момент: ни BusPlus, ни суточный/трехдневный/пятидневный проездной недействительны для проезда на ночных маршрутах. Так, во всяком случае, говорится на сайте BusPlus (сам я ночью в автобусе по Белграду ни разу не ездил). В ночное время билет нужно приобретать у водителя при входе в автобус, то есть так, как описано в первом варианте.

Как пользоваться картой BusPlus

Порядок пользования картой следующий: заходите в автобус, находите считывающее устройство (обычно есть возле каждой двери), выбираете язык, зону (в 99% это зона I) и прикладываете карту BusPlus к считывающему устройству. На экране отразится списание средств и остаток на карте. Если вас несколько, то не нужно приобретать BusPlus на каждого человека. Картой можно расплатиться за группу до пяти человек. Для такой оплаты выберете пункт Grupna karta (в сербской раскладке) и укажите количество билетов, которое вы хотите оплатить.
Оплата проезда в общественном транспорте Белграде
Еще один плюс BusPlus в том, что после оплаты в течение 90 минут можно бесплатно ездить на любом общественном транспорте Белграда. Это очень удобно, если предстоит дорога с пересадкой или нужно быстро съездить куда-то туда/обратно. Только не забудьте приложить карту после пересадки – деньги у вас не спишутся, просто зафиксируется факт проезда.

Как строить маршруты по Белграду

Самая главная беда в том, что на Картах Гугл (Google Maps) маршруты общественного транспорта Белграда не отображаются. Соответственно, возможности построить маршрут из точки А в точку Б нет. Вам помощь сербский сайт planplus.rs, где можно построить маршрут по начальной и конечной точкам или посмотреть как доехать до нужного места. Кроме того, можно установить на смартфон приложение с таким же названием. В нем удобно проследить, куда идет конкретный автобус/троллейбус/трамвай, и построить маршрут до нужного места.

Электронного расписания на остановках общественного транспорта Белграда, как, например, в Будапеште, нет. Зато имеется такая фишка: на всех остановочных павильонах указана USSD команда, которую нужно набрать на телефоне, после чего придет сообщение о том, когда придет такой-то автобус или такой-то трамвай. Кстати, про мобильную связь в Сербии очень подробно на основе собственного опыта я рассказывал в отдельной статье (ссылка чуть выше).
Остановка общественного транспорта в Белграде

Платить или не платить в общественном транспорте Белграда

Очень спорный вопрос и сейчас поясню почему. С одной стороны, в Сербии далеко не все так строго, как в других европейских странах, где не дадут спуску даже иностранцам. В Белграде многие местные жители предпочитают ездить «зайцами».

Признаюсь честно, я сам несколько раз ездил, не покупая билет. Причем, первый раз с разрешения водителя: сел в автобус протянул водителю купюру, а у него касса никак не давала чек/билет. После нескольких попыток водитель махнул рукой, мол, езжай так. Потом еще несколько раз ездил «зайцем». В следующий приезд купил карту, чтобы рассказать о ней на сайте. Но за все поездки ни разу проверку билетов не видел. Но и сказать, что их не бывает, не могу. Поэтому, если вы решите не платить за проезд, всегда помните, что можете нарваться на контролеров.

Сами сербы относятся к вопросу оплаты проезда в общественном транспорте весьма философски. Следующий диалог произошел у меня с одним знакомым, живущим в Белграде, когда я еще про общественный транспорт ничего не знал

— Как мне проехать до Савы?

— Троллейбус №21

— А билет где купить?

— А зачем? Так езжай!

— А если контроль?

— Ну, выйдешь и на следующем поедешь!

Сербы они такие, да :).

Как объяснял мне тот же знакомый, главное не давать никакого документа контролеру, тогда он не сможет выписать штраф. Как иностранец можете прикинуться не понимающим или, наоборот, сыграть на русско-сербской дружбе. Однако, еще раз подчеркну, что ездить «зайцем» я не рекомендую.

Штраф за неоплаченный проезд в общественном транспорте Белграда составляет 6 000 динар.

Про общественный транспорт Белграда в вопросах и ответах

Сколько стоит проезд для детей?

Отдельно о тарифах для несовершеннолетних (речь идет именно о приезжих детях) на сайте BusPlus ничего не говорится. Сербским школьникам родители могут оформить специальные проездные по льготным ценам. Туристам же, а точнее их детям, по идее нужно покупать полный билет. 

Ходит ли общественный транспорт из аэропорта Белграда

Да, два автобусных маршрута. О них, а также о других способах добраться из аэропорта Белграда в город читайте в отдельной статье.

Можно ли купить BusPlus в аэропорту Белграда?

Можно, в газетном киоске, там же на карту нужно будет положить деньги для оплаты проезда.

На все вопросы вроде ответил. В комментариях готов ответить на другие, если они появятся. Задавайте, не стесняйтесь!

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Хотите сэкономить на проживании в отеле? Получите 1000 рублей после бронирования на Booking.com.

Поддержите мой блог ссылкой в социальных сетях
или

Вы поможете существованию блога, если

Всеми этими сервисами я пользовался лично и отвечаю за их надежность

А можно просто поблагодарить любой суммой на

Кошелек WebmoneyR447834926401 или Z212287120474
Яндекс.Деньги 41001824885784

Спасибо! Благодаря вам, полезные материалы продолжают выходить.

3 комментария
  • Антон Бородачев

    Я тоже много раз слышал, что в Белграде можно спокойно ездить в транспорте бесплатно. Я сам ездил один или два раза. Но стремался, конечно. Пока сам не увидишь, как проходит контроль проезда в той или иной стране, очень сложно судить о чем-то. В Братиславе дрючили всех по полной (видел сам). В Кракове дрючили похлеще, чем в Братиславе (в этом действе, я даже участвовал в качестве попавшегося безбилетника). А вот в Таллинне (где для местных проезд вообще бесплатный) я ни раз слышал, что контролеров почти нет да и ведут они себя крайне пассивно. Моя родная Беларусь... Тут все зависит от города. В Гродно закрывают двери и устраивают облавы. В Минске - можно без билета ездить (главное смотреть по сторонам, видишь контору - выходишь и все). Ну а что касается Белграда... Не знал, что там начали строить метро. Прикольная инфа. Плюс в Белграде есть бесплатный туристический трамвай. Ты кажется, не писал о нем ничего в этом репортаже? О!!! И еще... Не знаю, заметил ты или нет - но все троллейбусы в Белграде белорусские! Наши МАЗовские! Их кажется прямо в Сербии собирают. По Минску точно такие же ходят. Один в один. Я когда их увидел в первый раз, сразу улыбнулся. Родиной повеяло:)

    2017-07-15 в 11:36 | Ответить
    • Даниил Привольнов

      Привет! Метро они давно построить пытались и тогда же плюнули на эту затею :) Про трамваи не знал, прикольно! В Будапеште контролеров тоже достаточно, особенно в метро, обычно никого не жалеют, выписывают штрафы направо и налево (он кстати больше 50 евро).

      2017-07-16 в 11:59 | Ответить
  • Lenaa

    В Белграде за проезд детей билет не покупается.

    2017-08-17 в 9:48 | Ответить