tripandme
Бесплатный онлайн-путеводитель по Венгрии и Будапешту
Автор: Рубрика: Россия 29 комментариев

Старейший в России — музей трамваев в НиНО

Музей трамваев (Нижний Новгород) — это музей под открытым небом, в котором я оказался в рамках проведения Всероссийской акции «Ночь в музее». Музей располагается в трамвайном депо № 1 по адресу: улица генерала Ивлиева, 1. Если быть точным, то правильное название музея звучит как «Музей электротранспорта», поскольку помимо трамваев здесь выставлены несколько троллейбусов.
Нижегородский музей трамваев находится в депо

Нижегородский трамвай: первый в России?

Нижний Новгород претендует на звание города, где впервые в России был запущен регулярный электрический трамвай. С одной стороны это действительно так. С другой, первым городом в Российской империи, где был запущен трамвай, стал Киев. Это произошло в 1892 году. В НиНо же трамвай стал курсировать лишь четыре года спустя. Однако, если говорить о действующих трамвайных системах в современной России, то старейшей, безусловно, является нижегородская.

Появление трамвая в Нижнем Новгороде связано с проведением Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки, которая была организована по инициативе императора Николая II. Дело в том, что центральные власти озаботились снижением оборотов Нижегородской ярмарки, которая проводилась ежегодно. И для поднятия авторитета Нижнего Новгорода, как «кармана России» было решено провести большую выставку. Она стала крупнейшей в Российской империи.

Ярмарка была главным событием Нижнего Новгорода

Примечательно, что ко Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году было открыто сразу четыре трамвайных системы трех разных владельцев. Однако лишь одна продолжила работать после закрытия выставки и стала основой для трамвайного будущего Нижнего Новгорода. Речь о трамвайной системе, организованной бельгийской фирмой «Р. К. фон Гартман и К». Она имела колею 1000 миллиметров, была однопутной и проходила по двум линиям. Верхняя линия шла от Нижегородского Кремля до Смирновского сада (сейчас на его месте стоит «Азимут Отель Нижний Новгород», бывшая гостиница «Нижегородская»). Протяженность линии составляла 3,7 километра. Нижняя была проложена от Скобы по Рождественской улице до площади у плашкоутного моста (он возводился примерно на том месте, где сейчас находится Канавинский мост). Протяженность нижней линии составляла 1,4 километра.

Три трамвайных линии большая редкость для того времени

Гартмановская система имела вид замкнутого кольца благодаря двум фуникулерам, которые заработали практически одновременно с трамваем. Первый фуникулер связывал Кремль со Скобой (он назывался Кремлевским), второй — площадь у плашкоутного моста со Смирновским садом (Похвалинский фуникулер). Заработала эта система в июне 1896 года.

Три линии в одном городе

Примерно в это же время были запущены еще две линии. Первая принадлежала немецкой компании «Сименс и Гальске» и шла от главного входа Выставки (сейчас на этом месте располагается Парк им. 1 мая) по территории слободы Кунавино (ныне Канавинский район Нижнего Новгорода) мимо железнодорожного вокзала и здания Нижегородской ярмарки, затем по плашкоутному мосту и до Похвалинского фуникулера.

Мост к ярмарке

Еще одна трамвайная система открылась в июне 1896 года непосредственно на территории самой Выставки и представляла собой кольцо протяженностью 3,7 километра. Линия была организована российским товариществом.

Как я уже писал, последние две линии задумывались как временные и были закрыты после закрытия выставки. Но линию, проходящую по Кунавину, выкупила фирма Гартмана. С небольшими изменениями в движении трамваи продолжили ходить по этой линии. Правда, поскольку плашкоутный мост работал не круглый год, трамвайное движение между верхней и нижней частями Нижнего Новгорода (левым и правым берегами Оки) часто прерывалось и очень надолго.

Эволюция трамвая: от Эрликона до «Уралтрансмаша»

Предлагаю устроить небольшую фотоэкскурсию, чтобы узнать музей трамваев в Нижнем Новгороде поближе. Вы также можете открыть эту статью, когда будете находиться непосредственно в музее — черпать информацию отсюда, а на экспонаты смотреть вживую.

Первые трамвайные вагоны в Нижний Новгород были доставлены фирмой Гартмана. Они назывались Эрликон и представляли собой небольшие неотапливаемые вагончики с открытым передом и задом. То есть никакой кабины у вагоновожатого не было и он был вынужден управлять трамваем в любое время года в любую погоду. Кстати, такие тяжелые условия труда позже стали причиной забастовки водителей трамваев, которая стала одной из первых в России.
Музей трамваев в Нижнем Новгороде - адрес
Вагончики, которые в народе прозвали роликовыми (ролик использовался в схеме питания трамвая электричеством), были очень легкими и часто переворачивались. В конце XIX — начале XX века на улицах Нижнего Новгорода вполне нормальной была такая картина: на крутом повороте лежит опрокинувшийся вагон, а его пассажиры сообща поднимают его, чтобы вновь поставить на рельсы. А чтобы при резком торможении пассажир или вагоновожатый не выпал на рельсы, к вагону прикреплялась специальная сетка.
Музей трамвая и троллейбуса Нижний Новгород

Первые годы трамвай был в основном развлечением и был не по карману большинству нижегородцев. Стоимость проезда на разных линиях составляла от трёх до десяти копеек (в гартмановской системе вагоны трамвая были разделены на первый и второй классы). При этом именно в те годы трамвай был прибыльным делом и находился в частных руках.

На старинном трамвае можно прокатиться и сейчас
В 20-х годах XX века Эрликоновские или роликовые вагончики были перестроены под широкую колею Мастерскими треста механического транспорта. Но это не спасло их от постепенного исчезновения с улиц города. В конце 20-х годов встретить такие трамваи в Нижнем Новгороде было уже сложно.

Следующим поколением трамваев стал вагон X, который выпускался Мытищинским машиностроительным заводом в 1926—1937 годах. Также вагоны производил Усть-Катавский вагоностроительный завод: с 1937 до начала войны. Всего в Нижний Новгород, который уже получил новое название Горький, было поставлено 99 таких вагонов. Обстановка внутри выглядела весьма спартанской и салоны практически не обогревались. Кстати, именно такой трамвайный вагон засветился в фильме «Место встречи изменить нельзя» — в салоне этого трамвая сыщик Жеглов ловит преступника Кирпича.
Не самые удобные сиденья для трамвая
Хоть трамваи и стоят на путях, большинство не рабочие
В конце 40-х годов, когда советское производство начали переводить на мирные рельсы, на Мытищинском машиностроительном заводе в Москве было налажено производство трамвайных вагонов МТВ-82. Их также выпускал Рижский вагоностроительный завод (вплоть до 1961 года). За эти годы в Горький приехали 93 таких вагона, а эксплуатировались они до середины 70-х годов.
Грозный трамвай из прошлого
Добраться до музея трамваев непросто
Бегали по Горькому и Ленинградские трамваи под названием ЛМ-49. Их производство началось на Ленинградском вагоноремонтном заводе в 1949 году и длилось до 1960. В город на слиянии Оки и Волги было привезено 63 вагона, последний из которых был снят с линии в 1980 году.
Обычно в музее немного посетителей
Больше всего трамваев в Горький приехало с Рижского вагоностроительного завода. Речь идет о трамвайном вагоне РВЗ-6 (193 вагона) и его модификации РВЗ-6М2 (69 вагонов). Производство в Риге велось с 1961 по 1988 годы. Первая модификация РВЗ-6 использовалась до 1986 года, а модель РВЗ-6М2 аж до 2002!
Нижегородскому музею трамваев не хватает финансирования
А вот экспериментальный трамвай Рижского вагоностроительного завода РВЗ-7 массового распространения не получил. Опытные партии вагонов выпускались в 1974-78 годах. В Горький для испытаний были привезены 14 вагонов, которые имели тиристорно-импульсную систему управления. По нижегородским рельсам трамваи курсировали до 1982 года. Но испытания вагонов в других городах показали их необычайно низкую надежность и в 1985 году проект был закрыт. До нашего времени сохранилось только два РВЗ-7.

  1. Один из них перед вами, то есть хранится в нижегородском музее электротранспорта
  2. Второй, точнее только его кузов, хранится в трамвайном депо №2 Твери.

Отмечу, что музей трамваев (Нижний Новгород) располагает всеми экземплярами трамваев, которые возили пассажиров в советском Горьком

Нижегородский музей трамваев также может похвастаться такими экспонатами, как советские троллейбусы. Приходите и увидите как они выглядят снаружи, а вот так они выглядят изнутри
Салон советского троллейбуса
Кабина водителя троллейбуса
Последние годы власти Нижнего Новгорода активно закупают трамвайные вагоны, которые производятся на заводе «Уралтрансмаш».

Полезная информация о музее трамваев в НиНО

Адрес: улица генерала Ивлиева, 1.

Время работы: со вторника по четверг с 08:00 до 16:00.

Стоимость входного билета: 100 рублей, есть льготы

Как добраться

  • На трамвае — №19 и №27 до остановки «Трамвайное депо №1», далее 1 минуту пешком;
  • на автобусе — №16, №61, №72 и №85 до остановки «улица Бориса Корнилова», далее 3 минуты пешком;
  • на маршрутке — т10, т18, т34, т41, т55 до остановки «улица Бориса Корнилова», далее 3 минуты пешком.

Музей трамваев (Нижний Новгород) на карте

Нажав на маркер, вы можете построить маршрут до музея из любого места. Парковка у музея бесплатная.

icon-car.pngKML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logoGeoJSON-LogoGeoRSS-LogoWikitude-Logo
Нижегородский музей электротранспорта

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Нижегородский музей электротранспорта 56.299942, 44.049214

 Экскурсии по Нижнему Новгороду

Если вы приезжаете в Нижний Новгород на пару часов/полдня/день/два дня, советую рассмотреть вариант с экскурсией по города, благо все они стоят совсем недорого. Например, экскурсия «Живописный Нижний Новгород» стоит всего 300 рублей с человека. Из необычного рекомендую «Фото-экскурсию по крышам Нижнего Новгорода».

Больше экскурсий по Нижнему ищите в виджете ниже

Понравилась статья? Не забудьте ее «лайкнуть» — соцсеточки расположена чуть ниже. Также автору блога можно сказать спасибо самыми разными способами — кнопка «Поблагодарить». Если у вас остались вопросы — пишите мне в комментариях — отвечу и помогу.

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Поддержите мой блог ссылкой в социальных сетях
или

Вы поможете существованию блога, если

Всеми этими сервисами я пользовался лично и отвечаю за их надежность

А можно просто поблагодарить любой суммой на

Кошелек WebmoneyR447834926401 или Z212287120474
Яндекс.Деньги 41001824885784

Спасибо! Благодаря вам, полезные материалы продолжают выходить.

29 комментариев
  • Александр

    Надеюсь что мой ответ был верным. Интересный контент у тебя Даниил. Кем работаешь? Очень завидую тому что ты очень много отдыхаешь и путешествуешь!

    2014-05-20 в 3:06 | Ответить
    • Даниил Привольнов

      Привет! Я работаю фрилансером и еще немного в СМИ: пишу новости, тексты, статьи. Да, и голосом чуть-чуть подрабатываю=) Путешествовать, правда, очень круто. А главное это не обязательно дорого и много денег!

      2014-05-20 в 5:35 | Ответить
      • Андрей

        Даниил, у тебя посещаемость больше моей будет. Но блог правда классный. Больше всего нравится, что фотографии живые, а не просто рисунки.

        2014-05-20 в 10:58 | Ответить
  • Александр

    Вот такой новенький конкурс а желающих мало. Что людям нужно? Вроде и контент интересный, конкурс совсем новенький а главное очень простой и призы денежные не плохие. Наверное не понимают чего теряют.

    2014-05-20 в 5:04 | Ответить
    • Даниил Привольнов

      Ну у блога пока посещаемость не ахти, может рановато конкурсе объявил?) ответы поступают потихонечку.

      2014-05-20 в 5:36 | Ответить
  • Павел

    В конкурсе поучаствовал. Александр согласен, всем хочется попутешествовать ;-)

    2014-05-20 в 6:24 | Ответить
    • Даниил Привольнов

      Рад знакомству! Желаю удачи в конкурсе

      2014-05-20 в 6:36 | Ответить
      • Павел

        Даниил, по поводу формы подписки внизу сообщений, что то она не работает! Возможно неверно прописали свой фид. А в сайтбаре все в порядке!

        2014-05-21 в 8:52 | Ответить
        • Даниил Привольнов

          Павел, спасибо за информацию! Сейчас буду разбираться)

          2014-05-21 в 11:51 | Ответить
  • Таисия Егорова

    Классные трамвайчики. Вообще Нижний Новгород интересный город, там есть что посмотреть

    2014-05-21 в 11:15 | Ответить
    • Даниил Привольнов

      Таисия, приветствую! Да, один фуникулер чего стоит)) У меня еще в планах статья под рабочим названием "Неизвестный Нижний", где хочу собрать интересные места, о которых не все нижегородцы даже знают.

      2014-05-21 в 11:54 | Ответить
  • Даниил Привольнов

    Александр, кому что) Я любой вид транспорта люблю)) Особенно за границей =) В Стамбуле, например, есть прикольная штука - подземный фуникулер. Называется Тюнель. Подъемник прорыт в горе и возит людей туда сюда. Причем это центр города)

    2014-05-22 в 1:20 | Ответить
  • Александр Череп

    Никогда не любил трамваи даже звучит плохо созвучно с травма а вот метро люблю, поэтому пойду читать статью про метро))

    2014-05-22 в 12:36 | Ответить
  • Анастасия

    Мало знала о трамваях, прочитала и просмотрела фото, очень понравилось. Если попаду в Нижний Новгород зайду в музей=)

    2014-05-22 в 2:14 | Ответить
    • Даниил Привольнов

      Насть, а вы не только в музей, вы еще в моем конкурсе поучаствуйте =)

      2014-05-23 в 12:59 | Ответить
  • Vadar

    Красивые фотки! Спасибо! А у нас кстати, снова хотят вернут трамваи на маршрутки.

    2014-05-24 в 7:44 | Ответить
  • Наталья Мельникова

    А я была в этом музее ;-)

    2014-05-25 в 2:45 | Ответить
    • Даниил Привольнов

      Понравилось?:)

      2014-05-25 в 9:44 | Ответить
  • Татьяна

    Все таки решила поучаствовать в конкурсе ;-) Эх, завидую я Вам Даниил Вы много путешествуете. Я вот еще пока ни где не была :sad:

    2014-05-28 в 4:58 | Ответить
    • Даниил Привольнов

      Если поставите перед собой цель, то уверяю вас, уже совсем скоро поедите туда, куда захочется. Главное верить в себя, ну и много работать, конечно же =)

      2014-05-28 в 9:39 | Ответить
      • Евгений Климович

        Хочу чтобы в моем городе трамваи пустили..а автобусы да троллейбусы, никакого разнообразия

        2014-05-28 в 11:04 | Ответить
        • Даниил Привольнов

          Евгений, а сколько человек живет в твоем городе?

          2014-06-01 в 10:08 | Ответить
  • Александр Веселов

    А вот в Твери хотят отказаться от трамваев. Много пробок. очень гремят... Теперь что касается Вашего блога. Слов нет - интересно. Но окончание строк не помещаются на мониторе.

    2014-07-15 в 3:50 | Ответить
    • Даниил Привольнов

      Александр, спасибо за комментарий. Скажите, пожалуйста, с какого устройства вы смотрели, чтобы я мог что-то предпринять!

      2014-07-15 в 3:54 | Ответить
  • Александр Веселов

    Обычный стационарный монитор. На всех сайтах видно всё. а на Вашем конец фраз нет.

    2014-07-15 в 4:01 | Ответить
    • Даниил Привольнов

      Очень странно ( Первый раз про такую проблему слышу. Может быть еще дело в браузере? Знаю, что шаблон конфликтует с IE версии 9 и ниже.

      2014-07-15 в 4:14 | Ответить
  • Елена

    Так интересно написано! И фотографии замечательные. Прочитала на одном дыхании, даже ошибки не искала, так увлеклась содержанием :smile:

    2014-08-17 в 1:15 | Ответить
  • vladimir

    Автор, огромное спасибо...очень интересно. Прошу поправить только маленькие неточности с датами в тексте: в отрывке "Еще одна трамвайная система открылась в июне 1986 года непосредственно на территории самой Выставки и представляла собой кольцо протяженностью 3,7 километра. Линия была организована российским товариществом." указан год 1986, а надо наверное 1896. А ещё написано, что в Киеве трамвай появился в 1882, а в НН через 4 года, хотя в НН он появился в 1896. Спасибо тебе, автор!!

    2014-09-25 в 4:43 | Ответить
    • Даниил Привольнов

      Спасибо, Владимир, что поправили!

      2014-09-25 в 8:44 | Ответить