fbpx

Покоряем Шарганску осмицу

Шарганская восьмерка или Шарганска осмица – туристический аттракцион в Западной Сербии. Представьте, узкоколейная железная дорога, горы, пробитые в них туннели, мосты, реки и потрясающая природа. Среди всего этого великолепия ползет маленький тепловоз, который тянет за собой вереницу вагончиков. Он то скрывается в очередном тоннеле, то появляется вновь. И вы можете оказаться в числе пассажиров этого поезда. Я прокатился и мне понравилось. Рассказываю как это было.

Какие места посетить в западной Сербии

История Шарганской восьмерки

В наши дни Шарганская осьмица – туристический аттракцион. Но изначально железная дорога задумывался совсем не для этого. А как способ соединить сербские города с боснийскими Вишеградом и Сараево. В начале XX века Сербия была независимым государством, а Босния входила в состав Австро-Венгерской империи. Именно в Вене решили активно развивать сеть узкоколейных дорог в Боснии. В 1902 году началось строительство железной дороги Сараево – Добрун общей протяженностью 167 километров. Для ее прокладки пришлось выдолбить 99 тоннелей. Открыли жд в 1906 году.

Что посетить в западной Сербии

В 1907 году в Сербии начали строить узоколейку Сталач – Ужице – Мокра Гора. Она заработала спустя пять лет.

Узкоколейки с обеих сторон подошли друг к другу очень близко. Оставалось соединить их, но грянула Первая Мировая война. Сербию оккупировали и как раз оккупационные власти распорядились построить железную дорогу Вардиште – Ужице.

Железную дорогу решили проложить через Шарганский перевал (отсюда первое слово из названия достопримечательности). Проект разработали австро-венгерские инженеры. Из-за сильного перепада высот в районе Мокра Горы и сложной местности дорога вышла петляющей. Сверху она напоминала восьмерку – вот и второе слово из названия.

Не без трудностей, но Шарганскую восьмерку открыли в 1925 году. На тот момент Босния и Герцеговина вошла в состав Югославии, поэтому вся железная дорога принадлежала одной стране. На поезде можно было попасть из Белграда в Дубровник через Ужице, Вишеград, Сараево и Мостар. Состав шел долго – около суток. В 1938 году на маршрут запустили поезд, который преодолевал расстояние за рекордные 16 часов 30 минут. За скорость в народе его стали называть «Сумасшедший сарай» (Луди Сарајлија).

По узкоколейке поезда ходили почти 50 лет. В 1974 году участок с 760-мм рельсами закрыли из-за нерентабельности. 24 года железная дорога находилась в забвении.

Что посмотреть в западной Сербии

Шарганская восьмерка в наши дни

В конце XX века узкоколейку решили сделать туристической достопримечательностью. Жд аттракцион под названием туристический поезд «Ностальгия» заработал в 2003 году. Протяженность маршрута Мокра Гора – Шарган Витаси – 15 440 метров. На этом участке поезд проходит через 22 тоннеля и проезжает по пяти мостам. Перепад высот – 300 метров.

Что находится в конце Шарганской восьмерки

В 2011 году открыли еще один маршрут: Мокра гора – Вишеград – Мокра гора.

Поездка на поезде по Шарганской восьмерке

Я посвятил Западной Сербии три дня. Первую ночь провел в Златиборе, еще две в Кремне — побывал в Дрвенграде, проехался на авто по нацпарку Тара и прокатился на Шарганской восьмерке. Обо всем этом написал отдельные статьи.

Златибор

Деревня Эмира Кустурицы

Национальный парк Тара

Поезд отправляется со станции Мокра Гора. Время отправления и стоимость билета найдете в следующем разделе. Как добраться до Мокра горы я рассказывал в статье про деревню Эмира Кустурицы Дрвенград, которая расположена тут же.

Что интересного можно найти в западной Сербии

Рядом со станцией большая бесплатная парковка. По пути к платформе не миновать красиво оформленного подземного перехода. История железной дороги, которую вы уже знаете, много исторических фото.

Места для необычной фотографии в западной Сербии

На платформе отель, ресторан, кафе, касса и еще несколько построек. Я за билет платил наличкой, не уверен, что карты принимают. Напишите, кто точно в курсе.

Во главе состава локомотив румынского производства. К нему присоединены пять вагончиков. Все исторические и все разные. В сезон Шарганская осьмица пользуется большим спросом, поэтому места в вагонах быстро занимают. Если готовы ехать стоя, то можете не торопиться. Я пришел за 1- минут до отправления, когда поезд был забит под завязку. Ехал стоя в открытом тамбуре.

Что интересного можно найти в Шарганской осьмице

Как выглядят локомотив в западной Сербии

Первая часть путешествия – поездка без остановок до станции назначения. Тут особо рассказывать нечего. За меня скажут фотографии.

Чем можно заняться в западной Сербии

Обратная дорога

Станция Шарган Витаси – конечная станция туристического маршрута. Здесь поезд стоит 15 минут. Можно пофоткаться на фоне локомотива и вагончиков. Есть церковь, продают мороженое, кто-то из пассажиров нашел даже еду, но я так и не понял, где ее продают. Пока туристы гуляют, локомотив отцепляют и перегоняют в противоположную сторону. Хвост состава становится его головой.

Что посетить в Западной Сербии

На обратном путь поезд «Ностальгия» останавливается на каждой станции. Но сначала самый длинный тоннель на маршруте (вообще на маршруте из Белграда в Сараево, который когда-то существовал) – 1666 метров. Назван в честь сербского короля Александра I Карагеоргиевича.

Первая остановка после Шарган Витаси – смотровая площадка, с которой видно сразу два железнодорожных тоннеля.

Вот так они выглядели в 1924 году.

Как выглядела Шарганска осмица в прошлом

Так выглядят сейчас.

Самые красивые Сербские пейзажи

Стоянка 5 минут.

Ятаре (Jatare) – стоянка 15 минут. В прошлом Ятаре был не станцией, а местом замены локомотивов с двумя путями. Поэтому здесь ни разу не продали ни одного билета, здесь ни разу не выходил и не заходил ни один пассажир. Сейчас на платформе работает ресторан, есть небольшой водопад и лестница к его вершине. Успеете и подняться, и пройти вдоль тропы по верху, спуститься со стороны ресторана.

Куда поехать для фотографии на фоне красивых Сербских пейзажей

Что посмотреть на Шарганской восьмерке

Голубичи (Голубићи) – станция появилась только в 2004 году. Ее создали для съемок фильма Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо». Кстати, перед посещением Сербии совету посмотреть киноленту. Остановка – 5 минут. Что делать? Любоваться видами.

Где увидеть красивые пейзажи в западной Сербии

Видиковац 3 – остановка 5 минут. Что делать? Любоваться видами, бросить монетку на камень желаний.

Топ достопримечательностей в западной Сербии

Общее время в пути в обе стороны – 2 часа 10 минут.

Полезная информация

Информация актуальна на сезон 2019 года. В 2020 постараюсь быстро обновить, если будут изменения. Но лучше еще раз проверьте тут: srbvoz.rs/nostalgija.html

С 1 апреля до 31 октября поезд ходит ежедневно по маршруту Мокра Гора – Шарган Витаси – Мокра Гора

  • 1 апреля—30 июня уходят два поезда в 10:30 и в 13:30 часов.
  • 1 июля—31 августа добавляется еще один поезд с отправлением в 16:10.
  • Сентябрь — октябрь — третий поезд убирают, остаются первые два.

В зимний период поезда не ходят, но в промежуток между 22 декабря и 7 января запускают один поезд по короткому маршруту Мокра Гора – Јатаре – Мокра Гора. Отправление в 11:45.

Стоимость билетов

  • Взрослый – 900 динар.
  • Детский (от 6 до 14 лет) – 450 динар.
  • Зимой (укороченный маршрут)– 600 динар для всех.

Поезд Мокра гора – Вишеград – Мокра гора стоит 1100 динар. Расписание узнать не удалось. В 2018 году поезд ходил раз в неделю по воскресеньям с отправлением  в 11:15.

Шарганская осьмица на карте

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Самый популярный канал о Венгрии и Будапеште в Телеграм - новости, афиша мероприятий, анонсы экскурсий и другие полезности от Игоря Озина.

Инстаграм гида по Будапешту Дани Привольнова - красивые фоточки и видео.

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки - подписывайтесь на Youtube-канал.

Добавить комментарий

  1. Андрей

    Добрый день, Даниил! Спасибо большое за подробный обзор. Как раз планирую в октябре покататься. Уточните, пожалуйста, как и где можно приобрести билеты заранее? Можно ли online или только на месте?

    Ответить
    1. Даниил Привольнов автор

      Андрей, добрый день! Насколько я знаю, только на месте. В интернете сам искал возможность приобрести билет, но не нашел.

      Ответить
  2. Елена

    Добрый вечер! С большим интересом читаю Ваши статьи! А про Шарганскую осмицу как-то в пол-глаза! Я вообще не ожидала на нее попасть, так как собиралась быть в Сербии в ноябре, а во всех путеводителях и на форумах написано, что она работает только до октября! И вот прихожу я к отелю и вижу кассу, а в ней тетенька! И все оказалось работает! Так что я каталась на поезде по полному кругу сегодня 10.11.2019! Может, работа дороги зависит от погоды???

    Ответить
    1. Даниил Привольнов автор

      Ого, как здорово) Да, возможно, на официальном сайте сказано что летний сезон до 31 октября, а зимний сезон только конец декабря и начало января

      Ответить
  3. Оля

    Здравствуйте. Очень полезная информация. Буду на Мокрой горе 23-25 ноября. Мне сказали, что трудно достать билеты на этот экскурсионный поезд. Как на самом деле?

    Ответить
    1. Даниил Привольнов автор

      Не трудно, но он может просто не ходить. Но в комментариях девушка писала, что в начале ноября он работал. Так что может и вам повезет. Напишите, пожалуйста, комментарий что по итогу

      Ответить