Шарганская восьмерка или Шарганска осмица – туристический аттракцион в Западной Сербии. Представьте, узкоколейная железная дорога, горы, пробитые в них туннели, мосты, реки и потрясающая природа. Среди всего этого великолепия ползет маленький тепловоз, который тянет за собой вереницу вагончиков. Он то скрывается в очередном тоннеле, то появляется вновь. И вы можете оказаться в числе пассажиров этого поезда. Я прокатился и мне понравилось. Рассказываю как это было.
История Шарганской восьмерки
В наши дни Шарганская осьмица – туристический аттракцион. Но изначально железная дорога задумывался совсем не для этого. А как способ соединить сербские города с боснийскими Вишеградом и Сараево. В начале XX века Сербия была независимым государством, а Босния входила в состав Австро-Венгерской империи. Именно в Вене решили активно развивать сеть узкоколейных дорог в Боснии. В 1902 году началось строительство железной дороги Сараево – Добрун общей протяженностью 167 километров. Для ее прокладки пришлось выдолбить 99 тоннелей. Открыли жд в 1906 году.
В 1907 году в Сербии начали строить узоколейку Сталач – Ужице – Мокра Гора. Она заработала спустя пять лет.
Узкоколейки с обеих сторон подошли друг к другу очень близко. Оставалось соединить их, но грянула Первая Мировая война. Сербию оккупировали и как раз оккупационные власти распорядились построить железную дорогу Вардиште – Ужице.
Железную дорогу решили проложить через Шарганский перевал (отсюда первое слово из названия достопримечательности). Проект разработали австро-венгерские инженеры. Из-за сильного перепада высот в районе Мокра Горы и сложной местности дорога вышла петляющей. Сверху она напоминала восьмерку – вот и второе слово из названия.
Не без трудностей, но Шарганскую восьмерку открыли в 1925 году. На тот момент Босния и Герцеговина вошла в состав Югославии, поэтому вся железная дорога принадлежала одной стране. На поезде можно было попасть из Белграда в Дубровник через Ужице, Вишеград, Сараево и Мостар. Состав шел долго – около суток. В 1938 году на маршрут запустили поезд, который преодолевал расстояние за рекордные 16 часов 30 минут. За скорость в народе его стали называть «Сумасшедший сарай» (Луди Сарајлија).
По узкоколейке поезда ходили почти 50 лет. В 1974 году участок с 760-мм рельсами закрыли из-за нерентабельности. 24 года железная дорога находилась в забвении.
Шарганская восьмерка в наши дни
В конце XX века узкоколейку решили сделать туристической достопримечательностью. Жд аттракцион под названием туристический поезд «Ностальгия» заработал в 2003 году. Протяженность маршрута Мокра Гора – Шарган Витаси – 15 440 метров. На этом участке поезд проходит через 22 тоннеля и проезжает по пяти мостам. Перепад высот – 300 метров.
В 2011 году открыли еще один маршрут: Мокра гора – Вишеград – Мокра гора.
Поездка на поезде по Шарганской восьмерке
Я посвятил Западной Сербии три дня. Первую ночь провел в Златиборе, еще две в Кремне — побывал в Дрвенграде, проехался на авто по нацпарку Тара и прокатился на Шарганской восьмерке. Обо всем этом написал отдельные статьи.
Поезд отправляется со станции Мокра Гора. Время отправления и стоимость билета найдете в следующем разделе. Как добраться до Мокра горы я рассказывал в статье про деревню Эмира Кустурицы Дрвенград, которая расположена тут же.
Рядом со станцией большая бесплатная парковка. По пути к платформе не миновать красиво оформленного подземного перехода. История железной дороги, которую вы уже знаете, много исторических фото.
На платформе отель, ресторан, кафе, касса и еще несколько построек. Я за билет платил наличкой, не уверен, что карты принимают. Напишите, кто точно в курсе.
Во главе состава локомотив румынского производства. К нему присоединены пять вагончиков. Все исторические и все разные. В сезон Шарганская осьмица пользуется большим спросом, поэтому места в вагонах быстро занимают. Если готовы ехать стоя, то можете не торопиться. Я пришел за 1- минут до отправления, когда поезд был забит под завязку. Ехал стоя в открытом тамбуре.
Первая часть путешествия – поездка без остановок до станции назначения. Тут особо рассказывать нечего. За меня скажут фотографии.
Обратная дорога
Станция Шарган Витаси – конечная станция туристического маршрута. Здесь поезд стоит 15 минут. Можно пофоткаться на фоне локомотива и вагончиков. Есть церковь, продают мороженое, кто-то из пассажиров нашел даже еду, но я так и не понял, где ее продают. Пока туристы гуляют, локомотив отцепляют и перегоняют в противоположную сторону. Хвост состава становится его головой.
На обратном путь поезд «Ностальгия» останавливается на каждой станции. Но сначала самый длинный тоннель на маршруте (вообще на маршруте из Белграда в Сараево, который когда-то существовал) – 1666 метров. Назван в честь сербского короля Александра I Карагеоргиевича.
Первая остановка после Шарган Витаси – смотровая площадка, с которой видно сразу два железнодорожных тоннеля.
Вот так они выглядели в 1924 году.
Так выглядят сейчас.
Стоянка 5 минут.
Ятаре (Jatare) – стоянка 15 минут. В прошлом Ятаре был не станцией, а местом замены локомотивов с двумя путями. Поэтому здесь ни разу не продали ни одного билета, здесь ни разу не выходил и не заходил ни один пассажир. Сейчас на платформе работает ресторан, есть небольшой водопад и лестница к его вершине. Успеете и подняться, и пройти вдоль тропы по верху, спуститься со стороны ресторана.
Голубичи (Голубићи) – станция появилась только в 2004 году. Ее создали для съемок фильма Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо». Кстати, перед посещением Сербии совету посмотреть киноленту. Остановка – 5 минут. Что делать? Любоваться видами.
Видиковац 3 – остановка 5 минут. Что делать? Любоваться видами, бросить монетку на камень желаний.
Общее время в пути в обе стороны – 2 часа 10 минут.
Полезная информация
Информация актуальна на сезон 2019 года. В 2020 постараюсь быстро обновить, если будут изменения. Но лучше еще раз проверьте тут: srbvoz.rs/nostalgija.html
С 1 апреля до 31 октября поезд ходит ежедневно по маршруту Мокра Гора – Шарган Витаси – Мокра Гора
- 1 апреля—30 июня уходят два поезда в 10:30 и в 13:30 часов.
- 1 июля—31 августа добавляется еще один поезд с отправлением в 16:10.
- Сентябрь — октябрь — третий поезд убирают, остаются первые два.
В зимний период поезда не ходят, но в промежуток между 22 декабря и 7 января запускают один поезд по короткому маршруту Мокра Гора – Јатаре – Мокра Гора. Отправление в 11:45.
Стоимость билетов
- Взрослый – 900 динар.
- Детский (от 6 до 14 лет) – 450 динар.
- Зимой (укороченный маршрут)– 600 динар для всех.
Поезд Мокра гора – Вишеград – Мокра гора стоит 1100 динар. Расписание узнать не удалось. В 2018 году поезд ходил раз в неделю по воскресеньям с отправлением в 11:15.
Шарганская осьмица на карте
Всегда ваш, Даниил Привольнов.
Самый популярный канал о Венгрии и Будапеште в Телеграм - новости, афиша мероприятий, анонсы экскурсий и другие полезности от Игоря Озина.
Инстаграм гида по Будапешту Дани Привольнова - красивые фоточки и видео.
Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки - подписывайтесь на Youtube-канал.
Добрый день, Даниил! Спасибо большое за подробный обзор. Как раз планирую в октябре покататься. Уточните, пожалуйста, как и где можно приобрести билеты заранее? Можно ли online или только на месте?
Андрей, добрый день! Насколько я знаю, только на месте. В интернете сам искал возможность приобрести билет, но не нашел.
Добрый вечер! С большим интересом читаю Ваши статьи! А про Шарганскую осмицу как-то в пол-глаза! Я вообще не ожидала на нее попасть, так как собиралась быть в Сербии в ноябре, а во всех путеводителях и на форумах написано, что она работает только до октября! И вот прихожу я к отелю и вижу кассу, а в ней тетенька! И все оказалось работает! Так что я каталась на поезде по полному кругу сегодня 10.11.2019! Может, работа дороги зависит от погоды???
Ого, как здорово) Да, возможно, на официальном сайте сказано что летний сезон до 31 октября, а зимний сезон только конец декабря и начало января
Здравствуйте. Очень полезная информация. Буду на Мокрой горе 23-25 ноября. Мне сказали, что трудно достать билеты на этот экскурсионный поезд. Как на самом деле?
Не трудно, но он может просто не ходить. Но в комментариях девушка писала, что в начале ноября он работал. Так что может и вам повезет. Напишите, пожалуйста, комментарий что по итогу