fbpx

Мост Сечени в Будпеште — цепи, львы и лампочки

Цепной мост Сечени — символ Будапешта и одна из ее главных достопримечательностей. Расскажу предысторию возведения первого постоянного моста через Дунай в Венгрии, как он строился, как изменился с момента открытия и как выглядит сейчас. Перед вами самая подробная статья о мосте Сечени в Будапеште на русском языке.

Цепной мост в Будапеште самый известный

Разбираемся в названии моста

Официальное название моста на венгерском языке — Széchenyi lánchíd. Однако сами венгры чаще всего называют его просто Lánchíd. С переводом на русский язык немного сложнее, так как lánchíd нельзя перевести одним словом — оно означает цепной мост. Поэтому русскоязычное название моста состоит из трех слов Цепной мост Сечени. Иногда можно встретить написание Цепной мост Будапешт. И оно тоже верное, так как мост подобной конструкции в венгерской столице один и это мост Сечени. Название Ланцхид в русскоязычном интернете практически не встречается.

Вид на мост со стороны Буды

Идея строительства моста

Декабрь 1820 года – 29-летний граф Иштван Сечени получает известие о смерти отца. Он спешит в Вену, чтобы успеть на похороны родителя, но не может попасть из города Пешт в город Буду, откуда начинается дорога в столицу Австрийской империи. Внезапная оттепель стала причиной таяния льда на реке Дунай. Связываться с переправой через полноводную реку никто не хочет – слишком опасно. Иштван Сечени на похороны отца в итоге не успевает. Тогда он клянется связать Пешт и Буду постоянно действующим мостом. Возможно, история эта не более чем городская легенда, но очень красивая, согласитесь. Тем более что именно Иштван Сечени инициировал возведение Цепного моста.

У идеи строительства моста через Дуная имелись не только сторонники, но и противники. Последние не без резона указывали на отсутствие опыта по возведению мостов у венгров и суровый норов Дуная, неоднократно затоплявшего Пешт. Многие боялись, что река сметет мост. Зачем же тогда его строить.

Каменные львы на Цепном мосту

Для популяризации идея возведения переправы Иштван Сечени в 1832 году создает Hídegylet – клуб по строительству моста. В него вошли богатые и знаменитые жители страны. Иштван Сечени для сбора сведений поехал даже в Англию, где познакомился с Томасом Телфордом. Тот, учитывая «характер Дуная», предложил сделать мост цепным. Граф согласился и поручил спроектировать мост другому английскому специалисту — Уильяму Тёрни Кларку.

В 1836 году вопрос о строительстве моста был решен положительно на законодательном уровне. Осталось собрать деньги на его возведение. Иштван Сечени призвал всех состоятельных граждан «скинуться» на благое дело, но сбор денег шел с большим скрипом. В итоге главные расходы взял на себя венский банкир Дьёрдь Шина. Он же впоследствии возглавил акционерное общество «Цепной мост» (Lánchíd Részvénytársaság).

На строительство Цепного моста потратили 4,4 млн форинтов. Огромная для того времени сумма. Для сравнения возведение Национального музея в Будапеште, которое велось в те же годы, стоило в 13 раз меньше.

Строительство моста

Строительство Цепного моста началось в 1840 году с забивания свай. На это ушло два года. Сваи 38 на 38 сантиметров из сосны имели длину от 20 до 24 метров.

24 августа 1842 года прошла церемония закладки первого камня Цепного моста. Руководил работами шотландский инженер Адам Кларк, заменивший Уильяма Кларка, который не мог постоянно находиться в Венгрии. Они не приходятся друг другу родственниками и являются однофамильцами.

Два опорных столба из гранита высотой 55 и 60 метров установили в русле Дуная. Цепи, проходящие сквозь них, провели к подземным якорным камерам на обоих берегах. Одни только якоря весили 200 тонн. Общий вес металла, встроенного в мост, превысил 2 000 тонн.

Металлические части моста доставлялись из Англии водным путем через канал Майн – Дунай. Установка цепей завершилась в 1848 году. Не обошлось без инцидентов. Во время установки последнего цепного троса его часть упала на деревянную платформу, где в этом время находились наблюдающие специалисты и граф Иштван Сечени. Все упали в воду, один из рабочих погиб.

Мост автомобильный и пешеходный

Строительство Цепного моста замедлила Венгерская революция 1848 — 1849 годов. Почти достроенный мост попеременно пытались уничтожить и австрийские солдаты, и восставшие. В обоих случаях вмешался инженер Адам Кларк, который сумел сберечь мост.

Торжественная церемония открытия моста прошла 20 ноября 1849 года. Как таковых праздничных мероприятий не было, так как прошло совсем немного времени после подавления восстания. Церемонией открытия руководил барон Гайнау, который стоял за расстрелом 13 пленных венгерских генералов в Араде и первого венгерского премьера Лайоша Баттьяни. Последнего расстреляли на месте, которое сейчас называется площадью Свободы. Венгры пребывали в возмущении и церемонию помимо солдат посетили лишь несколько случайных прохожих.

Идейный вдохновитель строительства Цепного моста Иштван Сечени по нему так и не прошелся. Незадолго до церемонии открытия психическое здоровье графа оказалось подорвано. Его перевезли в одну из психиатрических больниц Вены, где он провел последние годы своей жизни. В 1860 году граф Сечени застрелился.

Легенды о львах

Четыре каменных льва, «охраняющие» вход на Цепной мост с обоих берегов, появились тут в 1852 году. Их создал скульптор Янош Маршалко. Про львов на мосту также сложено несколько легенд. Одна гласит, что львы зарычат, когда по мосту пройдет мужчина, который ни на деле, ни в помыслах не думал об измене жене.

Лев с разинутым львом

Согласно другой легенде, скульптура стали высмеивать, когда заметили, что у львов нет языков. Мол от стыда он даже бросился в Дунай и утонул. На самом же деле Янош Маршалко прожил долгую жизнь, а языки у львов есть, просто снизу их не видно. Сам скульптор отмечал, что львы не собаки и не должны сидеть с высунутыми языками.

Дальнейшая судьба моста

Еще до начала строительства предполагалось сделать проезд и проход по мосту Сечени платным. Дьёрдь Шина получил право собирать плату на протяжении 87 лет. Она составляла от 1 до 10 крейцеров в зависимости от того, кто проходил или проезжал по Цепному мосту. Но после образования Австро-Венгрии в 1867 году власти выкупили мост у венского банкира.

В 1899 году, когда отмечалось 50-летие Цепного моста, он обрел полное свое название. И стал называться Цепной мост Сечени.

Еще в 1873 году из отчета специалистов следовало, что мост нуждается в реконструкции. В связи с его состоянием было даже предложено запретить проезд грузовиков по Цепному мосту и перенаправить их на второй постоянный мост Маргит. Он открылся в 1876 году.

Мосты Будапешта

Реконструкция началась только в 1913 году и длилась два года. За это время многие элементы переправы были заменены на новые. Общий вес железных конструкций, встроенных в мост, увеличился более чем в два раза и превысил 5 000 тонн.

Главная трагедия в истории Цепного моста, как и других мостов Будапешта, наступила в 1945 году. Отступающие немцы взорвали его. После этого от первого постоянного моста остались лишь опорные столбы.

Цепной мост после взрыва фашистами

Восстановить мост решили в 1947 году. Частично использовали старые элементы переправы. Восстановление Цепного моста длилось до 1949 года. 20 ноября 1949 года состоялось повторное открытие Цепного моста Сечени. Оно произошло спустя ровно 100 лет после первого открытия.

В 1999 году к 150-летию моста компания GE Lighting подарила Будапешту новую систему освещения здания. Новые светильники так удачно вписаны в интерьер, что в дневное время их сложно заметить. С наступлением темноты мост красиво подсвечивается. Цепной Мост Сечени в огнях часто изображается на открытках и другой сувенирной продукции.

Вид на мост Сечени и Королевский дворец

Мост Сечени в наши дни

Разговоры о необходимости закрыть Цепной мост Сечени на очередную реконструкцию идут с начала нулевых. По одному из планов работы должны были начаться в 2016 году, а вновь открыть мост хотели в 2019 году. Но ежегодно начало работ откладывают.

В итоге мост закрылся на реконструкцию в 2021 году — сначала его закрыли для пешеходов, а затем для всех. Открыли мост в обратном порядке — в декабре 2022 года для общественного транспорта, такси и велосипедистов, а в августе 2023-го для пешеходов. Обычных автомобилистов на мост решили не пускать.

Характеристики моста

  • Длина – 380 метров (русскоязычная Википедия пишет 375 метров).
  • Ширина – 14,5 метра (проезжая часть – 6,4 метра, пешеходная часть – 2,2 с каждой стороны).
  • Длина цепных тросов – 202,6 метров центральный трос и по 88,7 метров с каждого из концов.

Фонари на мосту

На мосту есть несколько табличек

На одной говорится, что сохранилось лишь два моста, которые спроектировал Уильям Кларк. Это Цепной мост Сечени и мост через Темзу в английском городе Марлоу. На второй говорится, что в 1945 году Цепной мост взорвали отступающие фашисты.

Со стороны Пешта к мосту примыкает площадь Сечени, со стороны Буды – площадь Адама Кларка.  За ней начинается тоннель через Будайским холм. Budai Váralagút прокладывали с 1853 по 1857 года. Его длина 350 метров и почти совпадает с длиной Цепного моста.

Тоннель после Цепного моста в Буде

Интересные факты о мосте

  1. Цепной мост Сечени стал стимулом для объединения Пешта, Буды и Обуды в один город Будапешт. Это произошло в 1873 году.
  2. Из-за того что длина тоннеля почти совпадает с длиной Цепного моста появилась шутка про местных жителей, которые так любят свой мост, что когда начинается дождь они «прячут» его в тоннеле.
  3. Подо львами с Будайской стороны размещены гербы двух семей, благодаря представителям которых проект Цепного моста воплотили в реальность. Речь о семьях Шина и Сечени.

Как добраться до моста

  • 🚌 Автобус — №105, у него есть остановки у Цепного моста как со стороны Пешта, так и со стороны Буды.
  • 🚇 Метро – М1, M2, M3 – станция Deák Ferenc tér, далее 10 минут пешком.
  • 🚃 Трамвай – со стороны Пешта №2 (остановка Széchenyi István tér), со стороны Буды №19 и №41 (остановка Clark Ádám tér).

Приглашаем на наши индивидуальные и групповые экскурсии по Будапеште и Венгрии. Анонс групповых еженедельно публикуется в телеграм-канале, каталог всех экскурсий на сайте budapestik.ru.

Цепной мост Сечени на карте


Текст Игорь Озин, фото Даня Привольнов.

Самый популярный канал о Венгрии и Будапеште в Телеграм - новости, афиша мероприятий, анонсы экскурсий и другие полезности от Игоря Озина.

Инстаграм гида по Будапешту Дани Привольнова - красивые фоточки и видео.

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки - подписывайтесь на Youtube-канал.

Добавить комментарий

  1. Юлиана

    Очень красивый мост. С богатой историей.

    Ответить