Метро в Хайфе «Кармелит» – уникальное место! Оно является единственным подземным средством общественного транспорта во всем Израиле. А также считается самым коротким метро в целом мире. Заинтересовались? Тогда давайте как обычно окунемся в историю. Затем я поделюсь впечатлениями от метро. А в конце приведу всю полезную информацию для тех, кто соберется лично прокатиться на хайфской подземке.
Метро и фуникулер в одном флаконе
Четкого определения, что же ездит под землей Хайфы, нет. Кто-то называют систему метрополитеном, кто-то фуникулером. А кто-то и вовсе системой внеуличного подземного транспорта... Как по мне, так самое прсотое метро в Хайфе и все тут.
История метро Хайфы не менее интересна, чем история израильского народа. Было в ней и тяжелые времена, и счастливые, было и забвение.
Соединить Нижний город с кварталами, расположенными на горе Кармель, власти Хайфы задумали еще на рубеже 20-х годов XX века, когда у евреев не было своего государства. Реализовать планы удалось только после обретения Израилем независимости. Появление нового вида транспорта стаор не прихотью, а острой необходимостью. Автобусное сообщение между районами города, лежащими на горе, и Нижним городом не справлялось с потоком пассажиров.
После недолгих обсуждений в мэрии пришли к выводу, что самым оптимальным решением станет транспорт подземного залегания. Строительство метрополитена доверили французской фирме «Дюнкеркуаз». Оно началось в 1956 году. Спустя три с небольшим года метро в Хайфе начало свою работус. Состоит оно из одной линии и шести станций.
Метро получило название «Кармелит» в честь горы, в недрах которых было прорыто. Торжественную церемонию открытия «Кармелита» посетил премьер Израиля Давид Бен-Гурион.
Но практически сразу после открытие метро его одно за другим стали постигать различные несчастья. То поезд в стены врежется, то вагоны с тормозов сорвутся, а то и Всемирный потоп начнется. Чтобы оперативно решать проблемы, решили построить подземную ремонтную мастерскую и подземное депо на конечной станции «Кикар Париз» («Парижская площадь»).
Спустя почти 30 лет после открытия власти заявили, что техническое состояние «Кармелита» делает поездку в нем опасной. 19 декабря 1986 года метро в Хайфе закрыли на целых шесть лет. Реконструкция началась в 1990 году силами специалистов швейцарской фирмы Von Roll.
Второй шанс «Кармелита»
Вторая жизнь «Кармелита» началась в 1992 году. Открытие вновь посетил премьер-министр Израиля — Ицхак Рабин. С развитием технологий сокращалось число работников подземки. Если в 90-х годах ее обслуживало 25 человек, то к 2002 штат сократился на треть. Во время короткой Второй Ливанской войны в 2006 году «Кармелит» играл для жителей Хайфы роль бомбоубежища. В это время вход на станции был свободным и круглосуточным.
В течение первого десятилетия XXI века метро Хайфы подлатали. С 2012 года время работы в будние дни продлили до полуночи. Тогда же было решено, что линия будет работать по субботам (после заката солнца) и праздникам. Но, несмотря на все нововведения, востребованность подземки сильно упала.
- В 60-х годах прошлого века около 15 тысяч человек пользовались «Кармелитом» ежедневно.
- В 2006 году эта цифра сократилась до 2 тысяч человек
При этом чтобы приносить прибыль хайфское метро должно перевозить гораздо больше пассажиров, но так как этого не происходит, оно является убыточным. Из-за этого периодически поднимаются разговоры о возможности закрытия «Кармелита».
Сторонники сохранения подземки отмечают, что только на «Кармелите» можно добраться из Нижнего города до Кармеля за 10 минут. На автобусе этот путь занимает минимум полчаса. И то, если без пробок. Также они привлекают на свою сторону экологов, отмечая большую экологичность подземной системы.
В 2017 году метро в Хайфе вновь остановило работу из-за пожара и последующей за ним реконструкции. Открытие обновлённого «Кармелита» состоялось осенью 2018 года. Возможно, после реконструкции интерьер метро обновили. Если увидите иные чем на моих фото интерьеры, пожалуйста, напишите в комментариях.
Тихие поезда и пустые станции — впечатления от «Кармелита»
Чтобы прокатиться на «Кармелите» нужно приобрести билет, который продается в специальных автоматах. По умолчанию аппарат настроен на иврит, но можно перевести его на английский язык. Затем вам предложат выбрать число поездок и категорию билета. Теперь нужно внести деньги и дождаться печати билета. Если вам что-то непонятно попросите помощи у дежурного или охранника.
Пробиваем билет в турникете (стрелкой показано как правильно засунуть билет в щель) и оказываемся на платформе. Интерьер станций необычный, а узкие коридоры, отделанные желтой плиткой, немного пугают.
Помимо меня поезд на платформе ждал еще один человек (позже к нам присоединилась женщина), поэтому она выглядела пустынной и отчасти заброшенной. И только информационное табло, показывающее время, интервал до следующего поезда и другие сведения, говорило, что я не перенесся во времени и пространстве. Платформа при этом (как и поезд) не ровная, а имеет разные уровни, что легко объясняется – состав везет пассажиров в гору и спускает с нее.
Интервал в движении поездов около 10 минут. Для тех, кто не хочет проводить их под землей в ожидании поезда, есть информационные колонны, установленные на улицах, которые показывают местоположение обоих поездов. Да-да, на линии курсируют всего лишь два поезда).
Обычно приход поезда слышно задолго до его появления из тоннеля, но не в случае с «Кармелит». Поезда хайфской подземки считаются одним из самых тихих рельсовых средств транспорта в мире. Весь секрет в очень мягкой подвеске. Представьте, что звук скользящего троса, который приводит в движение поезд, громче звука, производимого при движении состава.
Поезд в обязательном порядке остановится на каждой станции, но вот двери могут и не открыться. Для этого нужно нажать кнопку, расположенную в центре двери.
Туристам в названиях станций сориентироваться легко, поскольку помимо иврита и арабского они написаны на английском языке.
Полезная информация
Официальный сайт (есть версия на английском языке)
Стоимость проезда
- Билет на 1 поездку -6,6 шекелей.
- Дневной проездной — 15 шекелей
- 10 билетов — 52,8 шекелей.
Режим работы
- Воскресенье — четверг: с 06:00 до 00:00.
- Пятница: с 06:00 до 15:00.
- Суббота: с 19:00 летом и с 20:00 зимой до 00:00.
Станции метро Хайфы
Сесть на поезд можно на любой из станций, но лучше прокатиться от начальной до конечной.
Перечисляю по ходу движению с горы в Нижний город. Заодно отмечу, что интресного находится рядом с каждой из станций.
- «Мерказ а-Кармель» или «Центр Кармеля» (предыдущее название «Ган а-Эм» или «Парк Матери») — рядом зоопарк Хайфы, Археологический музей, ТЦ «Панорама», сады Бахаи
- «Голомб» (предыдущее название «Бней-Цион» или «Сыны Сиона») — сады Бахаи.
- «Массада» — музей науки, технологии и космонавтики, п ешеходный бульвар Нордау, сады Бахаи.
- «А-Невиим» или «Пророки» — музей Хайфы.
- «Адар-Муниципалитет» (предыдущее название «Солель Боне» и «Прокладываем и строим») — ТРЦ «Мигдаль а-Невиим», смотровые площадки на Хайфский залив, Парк Независимости.
- «Ир Тахти́т» или «Нижний Новгород» (предыдущее название «Кикар Париз» или «Парижская площадь») — центальная жд станция Хайфы, пассажирский терминал Хайфского порт, Железнодорожный музей Израиля.
Всегда ваш, Даниил Привольнов.
Самый популярный канал о Венгрии и Будапеште в Телеграм - новости, афиша мероприятий, анонсы экскурсий и другие полезности от Игоря Озина.
Инстаграм гида по Будапешту Дани Привольнова - красивые фоточки и видео.
Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки - подписывайтесь на Youtube-канал.
Я успела??? :grin:
Как видите еще как успели ;-)
Сейчас буду читать статью, точно знаю, будет интересно)
Но сегодня наверное вовремя отправил
Вовремя, Алексей!
Судя по фотографиям метро довольно красочное, а то что почти пустое это здорово, хотя после московского, особенно в час пик — это будет непривычно.
Еще как непривычно, а московское метро я на дух не переношу
Отправила !!!!
Статья интересная! Ответ Отправила.
Спасибо за статью! Поражаюсь, Даниил, все больше и больше Вашим знаниям разных стран и их истории. Вот я бы точно не решилась как Вы спуститься в метро одна. Страшно)))) И, наверное бы, один раз, ради интереса может быть и прокатилась бы, но больше охоты бы не было)))). Да, Вы правы, дизайн оставляет желать лучшего. И вот понять не могу, экономически оно не выгодно, что же его до сих пор не закрыли...
Спасибо, Татьяна! Приятно слышать, что кому-то нравится твой труд :smile:
Татьяна,почти все метрополитены в мире убыточные,какие-то больше,какое-то меньше.Так что,их все закрыть,по вашему мнению?И стоять в пробках в часы пик,особенно в мегаполисах?Или ходить пешком 5-10-20 км?
В этот раз с другого браузера отправил в течении минуты,надеюсь первый в этот раз...
Сегодня, кстати, только на Мазиле вовремя статья была, как ни странно. Хром и Яндекс до сих пор тормозят)))) А Вы сегодня с какого браузера?
Татьяна, как не странно, но сегодня я отправлял с Гугл, и статья была вовремя!
Очень странно, а у меня до сих на Гугл статьи нет, а на Мазиле в 20:01 статья была... На Яндексе в 20:30 статья вышла)))))
Ну, что снова я не в первых числах... Но главное вновь и вновь пересматриваю ваши шедевры и любуюсь видами ,спасибо!!! ;-)
Эти фото не очень получились, я еще толком не научился фотографировать в темное время суток, но обещаю исправиться :smile:
Не скромничайте, Даниил, фото очень даже получились! Вы молодец! ;-)
Действительно, вы молодец и не стоит прибеднять свои способности!!!!
В темное время суток, если с рук снимаешь, откывай диафрагму на максимум, максимум открытая диафрагма это самая маленькая цифра, например 2 или 2.8.
Если снимаешь не подвижные объекты, выдержку ставь примерно 20-30, если есть стабилизатор, то можешь и до 1\6 поставить.
ИСО, ну на 650D, ну не знаю, ставь на АВТО, но шумы сильные будут. Во всяком случае я ИСО на вто ставил =)
Ну или какие вопросы, обращайся, всегда подскажу
Спасибо за советы, буду пробовать ;-)
Ну или прикупи не тяжелый штатив, но придется его таскать постоянно с собой :)
Кстати, как раз хочу собирался его приобретать. Присмотрел даже парочку, вроде не особо тяжелые ))
У меня вот такой. Ваще во всем устраивает, правда головку нужно будет прикупить шарнирную и ваще цены не будет. — market.yandex.ru/model.xm...45&hid=90619
Метро кажется детской игровой комнатой. Сразу все захотелось потрогать :)
Офигенная статья) Участвовать в конкурсе не буду, наверное. Нет времени вовсе. Но почитать твои статьи — это всегда с удовольствием)
Привет, Никит. Жаль, конечно, но я тебя понимаю. Время самому ни на что не хватает :smile:
С радостью бы поучаствовал, но марафон занимает много времени, ещё вторая вышка, работа, тренировки тяжёлые, создание нового бесплатного продукта. Короче дел хватает.
Ну это хорошо, когда жизнь насыщенная. Как марафон? Скоро кончится?
Согласен, что хорошо, но в таком ритме долго находиться жёстко. Хотя, уверен, что для успешного будущего необходимо так трудиться. Марафон закончится только в конце января. До сих пор пока занимались только внутренней оптимизацией, хотя она уже дала свой эффект в росте посещаемости. Скоро начнётся продвижение. Много чего узнаю. Информации тонна. Поэтому надо не мало времени на её изучение.