fbpx

Андрей Рублёв: где смотреть шедевры иконописи великого мастера

Андрей Рублёв — пожалуй, самый известный русский иконописец. Он родился в XIV веке, творил в первой трети XV века. Монах и одновременно художник расписал несколько соборов и создал одну из самых прославленных русских икон — «Троицу». 

О жизни и творчестве Рублёва мало что достоверно известно. Иконописцу приписывается достаточно много работ, к которым он имеет опосредованное отношение или не имеет его вовсе. Поэтому приготовьтесь, что в статье будет много знаков вопросов и слов «предположительно»/"возможно". Расскажу, где посмотреть работы мастера, которые точно принадлежат его кисти, где находится «Троица» Рублёва и какие уникальные экспонаты хранятся в музее его имени.

Иконы в Третьяковской Галерее

В Третьяковской галерее есть зал, который носит имя Андрей Рублёва. В нём выставлены иконы, написанные в начале XV века. Это произведения, которые считаются выполненными Рублёвым вместе с другими мастерами или единолично. Самое главное из них — икона «Троица».

«Троица»

Андрей Рублёв написал «Троицу» для праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Точного года появления шедевра русской иконописи нет. В историографии принято называть две даты: 1411 год и 1425—1427 годы. В 1411 году после пожара построили новый деревянный Троицкий собора, ав  1425—1427 годах его возвели в камне. Иконостас церкви Рублёв и его мастерская написали либо к первому событию, либо ко второму.

«Троицу» Андрея Рублёва называют символом православия. Считается, что икона написана в память Сергия Радонежского по заказу игумена Никона. Первый основал Троице-Сергиеву Лавру, второй стал его преемником.

Икона написана по сюжету Ветхого завета, повествующему том как Авраам встретил трёх странников и пригласил их себе. Странники оказались ангелами. Уже позже стали считать, что Рублёв заложил в сюжет иконы более глубокий смысл: три ангела на ней говорят о триединстве Бога — Отце, Сыне и Святом Духе.

В Троицево-Сергиевой Лавре икона находилась до революции 1917 года. Пришедшее к власти советское правительство передало её в реставрационные мастерские. Затем «Троица» поступила в собрание Третьяковской галерее. Тут икона хранилась в специальном шкафе, который поддерживал оптимальную температуру и влажность.

В мае 2023 года стало известно, что президент РФ Владимир Путин принял решение передать икону Русской православной церкви. Реставраторы выступили против перемещения иконы ввиду ее ветхости. Они подчеркивали, что в результате этого шедевр Андрея Рублева погибнет.

Где сейчас находится икона «Троица»?

В начале июня 2023 года икону «Троица» привезли в Храм Христа Спасителя несмотря на запрет реставраторов. Ее выставили в витрине, но та не была оборудована климатической капсулой. Икона пробыла здесь до июля, а затем ее отправили на реставрацию в Центр им. И. Грабаря.

«Троица» в храме Христа Спасителя

В начале января 2024 года икону вернули в Храм Христа Спасителя со словами, что тут она пробудет до Троицы, которая в 2024-м году будет отмечаться 23 июня. Затем икону перевезут в Троице-Сергиеву лавру. Там она и останется.

То есть на вопрос, где сейчас икона «Троица» Андрея Рублева, ответ такой: в Храме Христа Спасителя в Москве.

При этом икона не была подарена РПЦ, а передана в безвозмездное пользование на 49 лет.

Экскурсии по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

Как выглядела и выглядит «Троица»

В средние века иконы покрывали олифой, которая темнела через несколько десятилетий. Затем иконы поновлялись — на потемневший слой наносилось новое изображение. С тем же сюжетом, но писалось оно по канонам того времени, когда это происходило. Известно по крайней мере о четырех-пяти поновлениях «Троицы».

Расчистка иконы проводилась несколько раз в начале XX века. Реставратор Василий Гурьянов снял три слоя напластований и в итоге добрался до оригинального слоя. Однако сделано это было не на все площади произведения. В 1918-м «Троицу» вновь расчистили.

Сразу после расчистки возникла новая проблема — с сохранностью иконы. Так она оказалась в Третьяковской галерее.

«Спас в силах»

Доподлинно неизвестно написал ли икону «Спас в силах» для Успенского собора во Владимире сам Рублёв. Считается, что это творение рук его мастерской, где трудилось множество монахов. Год создания иконы — 1408 или 1410-й. Тогда монахи, включая Рублёва, создали убранство Успенского собора. Итогом масштабной работы, которая затянулась на несколько десятилетий, стал пышный иконостас. Он насчитывал более около 30 икон, а затем разросся до 80. Иисус Христос на иконе «Спас в силах» изображен сидящем на троне в окружении небесных сил. Большой красный квадрат означает землю, его углы — это четыре стороны света. 

«Сошествие во ад»

«Сошествие во ад» — ещё одна работа из иконостаса Успенского собора во Владимире. Её также относят к авторству мастерской Рублёва, а не к самому иконописцу. Годом создания считается 1410-й. Сюжет иконы повествует о сошествии Иисуса Христа в ад после его казни. Спустился он туда, чтобы освободить запертых праведников. На иконе на переднем фоне изображены — Адам и Ева справа от Христа и цари Давид с Соломоном слева.

Спасо-Андроников монастырь и музей им. Андрея Рублёва

Монастырь связан с именем Андрея Рублёва по трём причинам. Во-первых, будущий иконописец принял здесь постриг. Во-вторых, его тут похоронили. Точный год смерти Рублёва не известен — чаще всего звучат 1428-й и 1430-й, а местонахождение могилы мастера не установлено.  В-третьих, через пять столетий тут открыли музей имени Андрея Рублёва. Открытие в 1960 году приурочили к 600-летию рождения иконописца. 

Коллекция музея в наши дни насчитывает 15 тысяч икон, фресок и других экспонатов. Икон Андрея Рублёва в музее нет, но кому близка тема иконописной живописи стоит сюда заглянуть.

И всё же на работу мастера в Спасо-Андрониковом монастыре можно увидеть. На территории монастыря стоит Спасский собор, носящий звание самого древнейшего сохранившегося московского храма. В его росписи внутреннего убранства участвовал Андрей Рублёв. Но от первоначальных фресок осталось лишь несколько фрагментов орнамента.

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля

Благовещенский собор в камне заложили в конце XIV века, а расписывали в 1405 году. Иконостас состоит их пяти рядов.

Два  — праздничный и деисусный — относят к периоду жизни Рублёва. Большинство историков сходятся во мнении, что два этих ряда создали три мастера: Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца. Хотя выдвигались другие версии и назвались другие имена.

Какие именно иконы написал сам Рублёв также доподлинно неизвестно. Один из самых именитых художников-реставраторов Игорь Грабарь считал, что руке мастера принадлежат шесть икон праздничного ряда: начиная от «Благовещения» и заканчивая «Входом в Иерусалим». В иконостасе это первые шесть икон третьего снизу ряда.

Иконостас Успенского собора во Владимире

Отстроенный в камне Успенский собор в начале XV века пригласили расписывать Андрея Рублёва и его учеников. Они расписали фресками большую часть храма. До наших дней сохранились лишь фрагменты. Самый большой расположен в западной части храма и представляет собой отдельные сцены из композиции «Страшного суда».

Также Андрей Рублёв с учениками написал иконы для иконостаса собора, состоящего из четырёх ярусов. Но в самой церкви эти работы уже не увидеть. В 1775 году императрица Екатерина II приказала заменить иконостас на новый. Древние иконы развели по разным храмам и монастырям Владимирской губернии. 

Впервые иконы, входившие в иконостас, исследовали в 1918 году. Тогда выяснилось, что лишь часть работ сохранила авторское письмо. Эксперты не могут определить какие работы принадлежат кисти Рублёва, а какие его ученикам.  

Так, много голосов отдано иконе «Вознесение Господне» (1408), хранящейся в Третьяковской галерее. В.Н. Лазарев в своём очерке «Московская школа живописи» пишет, что икона принадлежит кисти Рублёва. На иконе представлен возносящийся Иисус, Богоматерь как символ церкви и свидетели чуда — ангелы. 

Гораздо больше споров у реставраторов относительно иконы «Благовещение». Она также выставляется в Третьяковке. Исследователи не пришли к однозначному выводу об авторстве работы. Лишь немногие приписывают икону руке Рублёва.

«Богоматерь» (1408) — самый старинный список чудотворной иконы Богородицы, присланной в 1130 году на Русь из Византии. Подарок хранился во Владимире до 1395 года и был перенесён в Москву, чтобы защитить город от войск хана Тамерлана. Помогло: великий полководец внезапно повернул назад. С тех пор икону оставили в столице, а Андрей Рублёв написал её список для Успенского собора. 

«Богоматерь» кисти Рублёва сейчас принадлежит Владимиро-Суздальского музею заповеднику. Однако до 10 мая 2023 года её можно увидеть в Москве. В Новой Третьяковке до этого дня проходит выставка, посвящённая празднованию тысячелетия Суздаля. В числе 600 экспонатов попала и «Богоматерь» Андрея Рублёва. 

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Игумен Тихон, попросивший Андрея Рублёва создать «Троицу», также обратился к мастеру за росписью Троицкого собора. Помогал ему другой известный иконописец того времени Даниил Чёрный. Но их фрески не сохранились — утраченную роспись повторили в середине XVII века.

Также в иконостасе собора находятся два списка рублёвской «Троицы».

  1. Первый создали по указанию царя Борису Годунова в конце XVI века, поэтому его так и называют — копия Годунова.
  2. Второй список создали в конце 20-х годов XX века для реставрационной выставки икон 1929 года. 

Евангелие Хитрово

В конце XIV века царь Фёдор Алексеевич подарил дворянину Богдану Хитрово рукописное Евангелие. Тот передал его на хранение в Троице-Сергиеву лавру. До 1920 года Евангелие Хитрово хранилось там, после было передано Российской государственной библиотеке. 

Евангелие украшено миниатюрами, несколько из них написал Андрей Рублёв. В этом сходятся многие художники и реставраторы, изучавшие историю школы московской иконописи. Скорее всего, Рублёв написал миниатюру ангел, которую так и называют «Ангел Рублёва. Также его кисти, видимо, принадлежит миниатюра Иоанна Богослова. 

Точное количество икон, которые Андрей Рублёв написал самолично, не известно в наши дни и вряд ли станет известно в будущем. Но можно с уверенностью сказать, что творчество иконописца оказало громадное значение на развитие школы московской иконописи. Больше всего работ, созданных мастером или в его мастерской, сегодня экспонируются в Третьяковке.

Текст Игорь Озин.

Самый популярный канал о Венгрии и Будапеште в Телеграм - новости, афиша мероприятий, анонсы экскурсий и другие полезности от Игоря Озина.

Инстаграм гида по Будапешту Дани Привольнова - красивые фоточки и видео.

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки - подписывайтесь на Youtube-канал.

Добавить комментарий