fbpx

Успенский собор в Коломне

Главный храм города Коломны Московской области — Успенский кафедральный собор. Он принадлежит Коломенской епархии, богослужение в нем проводит епископ. Ознакомиться и осмотреть эту уникальную достопримечательность можно в составе экскурсии, а также выбрать более подходящий вариант можно здесь — https://www.sputnik8.com/ru/kolomna. Пятиглавое монументальное здание, расположенное на соборной площади Коломенского кремля, является уникальным памятником зодчества XIV–XV вв.


Исторические сведения

В Успенском соборе находится настоящая реликвия всего православного христианства — Донская икона Божьей Матери. Именно с ней отправился князь Дмитрий Иванович (Донской) на Куликово поле, получив благословение Сергия Радонежского, игумена земли Русской. Этот образ, созданный Самим Феофаном Греком, известным православным иконописцем, мастером миниатюр и величественных монументальных росписей, особо почитался на Руси. Позднее ее перевезли в Московский Кремль, а уже оттуда в 1952 году с ней отбыл в Казанский поход царь Иван Грозный.

В 1379 году великий князь Дмитрий Донской заложил трехглавый собор в честь победы над воинами Орды на реке Воже. Предполагается, что его также расписывал Феофан Грек. В то время в соборе на хранении находились фрагменты мощей Иоанна Крестителя и творца канонов преподобного Стефана Савваита, приходившегося племянником святому Иоанну Дамаскину. Нижний храм был с двумя престолами — Успения Божией Матери и святого великомученика Дмитрия Солунского. В Верхнем храме располагались еще два, посвященные святителяю Леонтию Ростовскому и святому мученику Никите. В храме было множество ценных украшений.

В течение пяти лет, с 1581 по 1586 гг., в этом храме осуществлял свою духовную деятельность святитель Иов, бывший в то время епископом Коломенским. Позже он возглавил Русскую церковь, стал патриархом.

Новое здание храма

Со временем деревянное строение обветшало и в 1673 году было принято решение его разобрать. На строительство нового здания из кирпича (с использованием оставшихся пригодных материалов от белокаменного строения) потребовалось 10 лет. Освещал его епископ Никита, ранее служивший в Кирилло-Белозерском монастыре. Храм, возведенный зодчим Мелетием Алексеевым и его артелью мастеров из Ярославля, а также шатровая колокольня, сохранились до нашего времени.

У вновь построенного собора была деревянная кровля с четырнадцатью фронтонами, трехаписидный четверик. Одним из новых направлений архитектуры того времени было разделение фасадов, не отразившееся на особенностях внутреннего пространства. В 1739 году, после пожара, строители установили четырехскатную крышу, разобрали хоры, но лестницу, размещенную непосредственно в стене, оставили.

Внешний вид современного собора весьма сдержанный, почти без декоративной отделки. Но есть несколько интересных моментов:

  • колончатые наличники;
  • карниз с довольно простым профилем;
  • скромные входные порталы;
  • высота пятиглавия на световых барабанах почти соответствует высоте четверика, в основе которого заложен квадрат;
  • произвольная расстановка лопаток;
  • оконные наличники на верхнем ярусе выполнены в виде треугольников и объединены с карнизом.

В 1802 году форму глав изменили. С барабанов сбили аркатуру и убрали наличники с окон.  Но во время реставрационных работ продлившихся с 1958 по 1963 годы весь декор вновь был восстановлен.

Особенности интерьера

Во второй половине XVIII века в храме разместили резной иконостас с пятью ярусами. В конце XIX он пережил ремонт. В период СССР он не подвергся никаким изменениям, за прошедшие годы отмечается только пропажа нескольких «деталей». Иконостас шестиярусный, выполнен, как и остальной декор, в стиле классицизма. Отдельные исследователи считают, что интерьер храма создан в стиле барокко, что не совсем так, поскольку в конце в XVIII барокко начал уступать по популярности более строгому варианту оформления, в том числе и в малых формах. Даже «Царские врата» — самая «резная» деталь иконостаса, изготовлена в классическом стиле, несмотря на некоторую схожесть с барокко.

Колонны коринфского ордера с капителями задают вертикальное восприятие иконостаса. В XX веке иконы были утрачены и написаны заново уже в новейшее время. Важная деталь скрывается в трактовке современных образов — теперь они не носят «живописного» характера, как было в старину.

Роспись собора проводилась в начале XIX века под руководством протоиерея Михаила Дроздова. В 1890-е росписи были обновлены, когда в соборе начали проводить масштабные ремонтные работы. За годы советской власти росписи были серьезно повреждены и пришли в плохое состояние, им требовалась кропотливая реставрация. В относительной целости сохранилось немного сюжетов, среди них — «Успение Пресвятой Богородицы».

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Канал сайта в Телеграм - новости про Венгрию и Будапешт, афиша мероприятий, анонсы экскурсий и другие полезности. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки - подписывайтесь на Youtube-канал.

Добавить комментарий