fbpx

Эй, прибавь-ка ходу, машинист! Детская железная дорога в Будапеште

О том, что в детская железная дорога в Будапеште (Gyermekvasut) не просто функционирует, а пользуется популярностью, как у самих венгров, так и у туристов, я не знал. Наткнулся на нее совершенно случайно. Если быть до конца откровенным, то искал общественный туалет и, увидев небольшое здание, решил проверить, есть ли он там. Клозета в нем не оказалось, зато была касса по продаже железнодорожных билетов, а за окошком сидела серьезного вида школьница. Узкоколейка за окном притягивала взгляд, обещая приключения и новый экспириенс. И рука сама потянулась в карман за деньгами…
detskaya-zheleznaya-doroga-vengrii.jpg

По примеру Большого брата

По традиции, я предлагаю сначала углубиться в историю и узнать как все начиналось. Венгерские коммунисты захотели иметь в Будапеште детскую железную дорогу (ДЖД), потому что у Большого брата, то бишь, Советского Союза, они появлялись как грибы после дождя. После изучения местности было решено строить дорогу на Будайских холмах.
vhod-na-stanciyu-detskoj-zheleznoj-dorogi.jpg
Прокладка детской железной дороги в Будапеште началась в 1948 году с места, где позднее открылась главная станция Szechenyi-hegy. Первый участок дороги длиной 3,2 километра запустили в том же году. В 1949-м ее протяженность увеличилась более чем в два раза, а затем снова – спустя еще год.

ДЖД сегодня – это девять станций, лежащих на более чем 11-километровом отрезке. Причем, не прямом, а загогулистом. Первоначально венгерским школьникам доверили в хозяйство автомотрисы. Так называются самоходные железнодорожные вагоны. Но в 80-х подвижной состав был обновлен и ДЖД обзавелась тепловозами и вагонами.
vengerskaya-detskaya-zheleznaya-doroga.jpg
Как ни странно, но после падения социального строя в стране, детская железная дорога в Будапеште, как это было с ДЖД в Советском союзе после его развала, не закрылась. Детишки продолжали осваивать железнодорожные специальности, а энтузиасты поддерживали их стремление рублем форинтом. Сменилось, разве что, название, ведь до 1990 года ДЖД называлась Пионерская железная дорога (Úttörővasút).

На Тихорецкую Hűvösvölgy состав отправится

Практически все работники Детской железной дороги (Будапешт) — школьники, в том числе, и кассир. Не забудьте уточнить у него, какой тип билета (детский или взрослый, в одну сторону, или туда и обратно) вам нужен.
kassa-detskoj-zheleznoj-dorogi.jpg
stanciya-szechenyi-detskoj-zheleznoj-dorogi.jpg
В ожидании поезда можно выйти на перрон. Многие таблички и указатели были сделаны еще во времена социалистической Венгрии, поэтому помимо венгерского, английского и немецкого, есть русский язык.
nadpis-v-poezde.jpg
Поезда ходят примерно каждый час. Локомотив привозит вагоны к перрону, и пока прибывшие пассажиры выходят, а новые заходят, разворачивается на специальном круге, оказываясь в хвосте состава, который превращается в его голову.
detskij-poezd-na-dzhd.jpg
Паровозный гудок на прощание и вот уже мальчишка-семафорщик дает добро на отправление, поднимая руку к голове. Поездка занимает около 45 минут. Сразу после отправления контролер проверит ваш билет, а его напарник предложит купить значок, магнитик и другую сувенирную продукцию детской железной дороги и Будапешта.
stansiya-vengerskoj-detskoj-zheleznoj-dorogi.jpg
Вагончики, в которых едут пассажиры, небольшие. Это объясняется шириной колеи ДЖД, которая составляет 760 миллиметров. Для сравнения – в России ширина колеи у обычных поездов в два раза больше.
vagon-dzhd.jpg
На каждой станции поезд встречают работники детской железной дороги и обязательно провожают состав в дальнейший путь.
csilleberc-stanciya.jpg
Я вспомнил свое детство, и даже немножко взгрустнул, что не имел возможности заниматься таким интересным делом.

Поскольку я взял билет в один конец, то после прибытия поезда на конечную станцию, пришлось сойти. Оказалось, что совсем рядом с ней конечная остановка трамвая и нескольких автобусов. Чтобы попасть на остановку общественного транспорта, нужно спуститься вот по такой лестнице.
konechnaya-stanciya-detskoj-zheleznoj-dorogi.jpg
От небольшого путешествия на поезде ДЖД у меня остались приятные впечатления и, подбирая фото к статье, я вновь вспомнил тот осенний день. Было здорово =0).

Полезная информация

Официальный сайт: gyermekvasut.hu (есть версии на английском и немецком языках).

График работы:

  1. С мая по август — каждый день с 9 до 18 часов.
  2. С сентября по апрель — каждый день, кроме понедельника, с 9 до 16 часов (обратите внимание, что из Hűvösvölgy последний поезд выходит в 15:10).

С подробным расписанием движения поездов можно ознакомиться на сайте ДЖД в разделе Menetrend (График).

Стоимость проезда: билет в одну сторону до конечной станции стоит 700 форинтов (взрослый), 350 форинтов (детский).
bilet-na-detskuyu-zheleznuyu-dorogu.jpg
Маршрут: от Széchenyi-hegyдо Hűvösvölgy и обратно.
Huvosvolgy-stanciya.jpg
Как добраться:

  • До Széchenyi-hegy можно доехать на зубчатом трамвае №60;
  • до Hűvösvölgy идет трамвай №61 (конечная остановка), на который нужно сесть на площади Széll Kálmán tér (рядом — одноименная станция метро, а также конечные остановки трамваев №4 и №6).

Также интересна станция János-hegy (четвертая по счету от Széchenyi-hegy), выйдя на которой можно попасть на смотровую башню «Эржебет», а также продолжить путь на канатной дороге Либего (Libegö).

Детская железная дорога (Будапешт) на карте

[mapsmarker marker="73"]

А вы хоть раз катались на детской железной дороге? В каком городе? Поделитесь в комментариях своими впечатлениями.

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Самый популярный канал о Венгрии и Будапеште в Телеграм - новости, афиша мероприятий, анонсы экскурсий и другие полезности от Игоря Озина.

Инстаграм гида по Будапешту Дани Привольнова - красивые фоточки и видео.

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки - подписывайтесь на Youtube-канал.

Добавить комментарий

  1. Никита Волков

    В первый раз слышу о такой дороге! Про ширину колеи интересно было узнать! Кстати, именно поэтому фашистские захватчики не могли прибыть к нам в Россию на поезде, т.к. ширина колеи в в Германии тогда была другая (русские специально так сделали), а то что и в Будапеште колея 760 мм не знал)

    Ответить
    1. Даниил Привольнов автор

      Детских железных дорог очень много в России было, после развала больше половины закрылось. В Питере точно есть работающая. А колея 760 только у детской, у обычных жд в венгрии колея шире, но все же немного уже, чем в России. Видимо, как в Германии)

      Ответить
    2. Фома

      Первые реальные железные дороги (потешная царскосельская не всчет) проектировались и строились с привлечением американских инжинеров. Тогда в америке было много железных дорог с разной шириной колеи, да и в европе тоже (в Испании кстати колея еще шире)

      вот и взяли за основу один из популярных тогда стандартов — 5 футов. (1524 мм).

      А про то что это сделали специально чтобы «враги не доехали», так это миф.

      Ответить
  2. Никита Волков

    Обалдеть)) Только сейчас узнал, что в России есть детские железные дороги))

    Ответить
  3. Николай

    Замечательный обзор, спасибо автору! Сейчас в России РЖД вновь развивает эту тему и за детскими дорогами хорошо следят и реконструируют. По стране их более десятка точно есть. Интересны Московская (ст. Кратово), Питер пока имеет аж две: старую, которую скоро закроют и новую. Мне больше всего понравилась дорога в Челябинске. Идёт в парке, курсируют два состава. А самая позорная — в Волгограде. У нас тоже всё делают дети под контролем взрослых. Даже локомотивная бригада — старшекласники. На вскидку: Москва, Новомосковск, С-Петербург, Ярославль, Лиски, Ростов-н-д; Волгоград, Н-Новгород, Екатеринбург; Пенза; Челябинск, Курган, Оренбург, Новосибирск (построена в 2000-х), Красноярская (уникальна колеёй-508 мм), Иркутская, Ю-Сахалинская. Наверняка, что-то пропустил. В инете есть сайты, посвящённые этой теме!

    Ответить
    1. Даниил Привольнов автор

      Николай, спасибо за отзыв! Я все собираюсь написать о детской железной дороге в своем Нижнем Новгороде. Она недалеко от моего дома находится — как говорится, сам бог велел )) Этой весной постараюсь сделать

      Ответить