fbpx

Гайд по метро Будапешта

Расскажу все о метро Будапешта 2024: схема, линии, станции,  станциях, нюансы пользования подземкой. Ниже вы также найдете карту метро Будапешта на русском языке. Подземка в венгерской столице интересна не только с точки зрения перемещения из точки А в точку Б. Она одновременно является достопримечательностью города (историческая ветка М1) и аттракционом (особенно для детей): поезда на линии М4 ходят без машинистов.

Все про метро Будапешта

Кратко о будапештском метро

На 2024 год в метро Будапешта четыре линии и 52 станции. Протяженность Будапештского метрополитена – 39,4 километров.

Чем старее ветка, тем меньше ее порядковый номер.

  • М1 или желтая ветка 💛 – 11 станций.
  • М2 или красная ветка ❤️– 11 станций.
  • М3 или синяя ветка 💙– 20 станций.
  • М4 или зеленая ветка 💚 – 10 станций.

Время работы метро: с 4:30 до 23:30.

Управляет метро Будапешта, как и всем общественным транспортом города, компания Budapesti Közlekedési Zrt.

Метро Будапешта неотъемлемо связано с городскими автобусами, троллейбусами и трамваями. В целом общественный транспорт Будапешта работает как часы и крайне редко дает сбои. Есть еще пригородные электрички HÉV, которые связаны с метро, но являются отдельным видом транспорта.

Как пользоваться метро

В Будапеште действует единый билет на все виды общественного транспорта. Что это значит?

  1. 1 разовый билет — 1 поездка на ОДНОМ виде транспорта: трамвае, автобусе, троллейбусе или метро.
  2. Проездной — проезд на ВСЕХ перечисленных видах общественного транспорта до окончания действия проездного.

Все о билетах и проездных на общественный транспорт Будапешта

В метро Будапешта нет турникетов — ни одного. Для валидирования разовых билетов стоят компостеры на входе. Проездные валидировать не нужно.

В метро Будапешта нет турникетов, но есть компостеры

И билет, и проездной необходимо показать контролерам, дежурящим на станции. Они есть далеко не каждой станции, обычно стоят на проходных. Проверки билетов в метро — обычное дело. По вагонам контролеры чаще всего не ходят, а встают у эскалаторов и встречают выходящих из поездов пассажиров.

Штраф за безбилетный проезд — 25 000 форинтов. При оплате на месте или в первые два дня в одном из офисов BKK сумма штрафа составит 12 000 форинтов. При НЕ оплате в течение месяца штраф вырастает в два раза и составил 50 000 форинтов.

Купить билет на проезд в метро можно в автомате

Желтая ветка метро М1

Первая ветка метро Будапешта заработала в 1896 года. Так город вошел в историю как первый в континентальной Европе, где появилась подземка. В мире Будапешт обогнали три города – Лондон (1863 год), Нью-Йорк (1866) и Чикаго (1892). Хотя право Будапешта считаться первым городом, где появилось метро в континентальной Европе, оспаривает Стамбул. Там в 1875 году открылся Тюнель, который по сути является все же подземным фуникулером, а не метро.

Вагоны поезда, курсирующего на желтой линии метро

Об исторической ветке метро Будапешта у меня есть отдельная статья. В ней найдете не только интересные исторические сведения, но и список станций, и что рядом с ними расположено из достопримечательностей.

Подробно про желтую ветку М1 читайте вот тут: Историческое метро Будапешта

Тут краткая выжимка подробной статьи

  • Называется földalatti (читается как фёлдалатти) и расшифровывается с венгерского языка так: föld — земля, alatt – под. Дословный перевод — «подземный». Первое в континентальной Европе метро
  • Построили М1 к большому событию — 1000-летию обретения венграми родины, которое отмечалось в 1896 году. Поэтому еще одно название желтой линии будапештской подземки — Millenniumi Földalatti Vasút (Подземная железная дорога Тысячелетия).
  • Железнодорожные составы планировали пустить вдоль проспекта Андрашши либо под землей (метро), либо по земле (трамвай). Власти города одобрили первый проект.
  • Földalatti строилось открытым способом, чем и объясняется минимальная глубина станций. На этой ветке метро нет ни одного эскалатора: для того, чтобы спуститься на станцию, нужно преодолеть от 10 до 25 ступенек.
  • Курсирующие по линии М1 составы метро больше похожи на трамваи. Все они имеют три секции и выкрашены в желтый цвет.
  • Изначально М1 имела две наземных станции, но позже одну закрыли, а вторую превратили в подземную.

На 2024 год это единственная ветка метро Будапешта, где оплатить проезд можно банковской картой. Специальные аппараты для оплаты устновлены на всех станциях желтой ветки.

Красная ветка метро М2

Вторая линия метро Будапешта обозначается М2, цвет ветки — красный.

Строительство ветки началось в 1950 году и изначально планировалось, что она будет сдана в эксплуатацию через пять лет. Однако в реальности линия заработала только в начале 70-х годов XX века.

Линия М2 — одна из двух веток будапештской подземки, которая связывает две части города — Буду и Пешт. Тоннель под Дунаем проходит примерно посередине между мостами Сечени и Маргит.

Эскалатор в метро Будапешта

Максимальная глубина станции красной ветки составляет 38,4 метра. Ее название — Széll Kálmán tér. Ранее она называлась площадь Москвы (Moszkva tér).

Две станции линии М2 (Pillangó utca и Örs vezér tere) выходят на поверхность и являются наземными.

Первоначально по красной ветке катались советские поезда, произведенные на вагоностроительном заводе в Мытищах. Но в 2000-х годах вместе с обновлением интерьера станций М2 постепенно начали обновлять и подвижной состав. Новенькие вагончики поставила французская компания Alstom. Последний советский поезд, если верить венгерской Википедии, отправился по перегонам красной ветки в апреле 2013 года.

Куда можно доехать на M2

Синяя ветка метро М3

Строительство третьей ветки метро Будапешта началось в 1970 году. Первый участок открылся в 1976-м. С тех самых пор и по настоящее время по синей веткe «бегают» составы, произведенные на Мытищинском вагоностроительном заводе. За ними закрепилось название ежики, потому что разработали их на вагонах типа «Еж». Постепенно ежиков заменили на вагоны с куда более скучным названием 81-717/714.

Бледно-голубые вагоны с черной полосой посередине встречали долгое время путешественники, прилетевшие в Будапешт и добирающиеся в центр города общественным транспортом. С 2017 года старый подвижной состав стали заменять на новый.

Обновленные вагоны синей ветки метро Будапешта

Реконструкцию вагонов произвело российское предприятие Метровагонмаш, в которое переименовали Мытищинский вагонозавод. Узнать новенькие составы очень просто — они белого цвета.

Обновленные вагоны метро М3

C 2017 по 2023 года провели масштабную реконструкцию все третьей ветки. В итоге обновили станции метро и инфраструктуру.

Все способы добраться из аэропорта Будапешта в город.

Куда можно доехать на M3

  • Kőbánya-Kispest (Кебанья – Кишпешт) — к этой станции приезжает автобус из аэропорта и отсюда метро везет туристов в центр города.
  • Határ út, Pöttyös utca и Ecseri út не заслуживают внимания туристов.
  • Népliget (Неплигет) — автобусный вокзал Будапешта, откуда можно уехать в другие города Венгрии и на автобусах Flixbus в соседние страны: Австрию, Словакию, Чехию, Хорватию и т.д.
  • Nagyvárad tér и Semmelweis Klinikák – ничего интересного.
  • Corvin-negyed (Квартал Корвин) – ТЦ «Корвин Плаза», музей прикладного искусства, Мемориальный центр Холокоста.
  • Kálvin tér (площадь Кальвина) – улица ресторанов Радаи, Венгерский национальный музей, библиотека Эрвина Сабо.
  • Ferenciek tere (площадь Францисканцев) – Парижский двор, дворцы Клотильды, улица Ваци.
  • Deák Ferenc tér (площадь Деака Ференца) — центр Будапешта.
  • Arany János utca (улица Яноша Араня) – базилика Святого Иштвана, площадь Свободы.
  • Nyugati pályaudvar (Западный жд вокзал) – отсюда уходят поезда по всей Венгрии и за ее пределы. Здесь расположен крупный торговый центр WestEnd.
  • Lehel tér (рынок Лехель) – одноименный рынок.
  • Станции метро Dózsa György út, Göncz Árpád Városközpont, Forgách utca не особо интересны для туристов.
  • Gyöngyösi utca — ТЦ «Дуна Плаза».
  • Újpest-városkapu — автостанция, автобусы в пригороды Будапешта, в частности, в Сентендре.
  • Újpest-központ — ничего примечательного.

Зеленая ветка метро М4

План по строительству зеленой ветки М4 вынашивался с 1972 года. В 1976-м линию начали строить, но уже через два года решили всё бросить. Силы направили на расширение ветки М3. В 2004-м снова вернулись к идее с М4 и возобновили работы. Они растянулись ещё на 10 лет. В общей сложности торжественный момент открытия переносился 17 раз. Открылась зеленая ветка весной 2014 года.

Необычные станции метро М4

Это ветка единственная метро Будапешта, поезда на которой ходят без машинистов. Кроме того, ВСЕ ее станции оснащены лифтами, поэтому доступна для людей с ограниченными возможностями.

Некоторые станции М4 – настоящие галереи искусства и входят в число самых красивых станций метро в мире. Советую спуститься сюда хотя бы ради того, чтобы полюбоваться мозаикой!

Станция площадь Святого Геллерта зеленой ветки

Так, стены станции Szent Gellért tér состоят из 180 млн мозаичных элементов, а на Kálvin tér выложены ноты из оратории венгерского композитора Золтана Кодая. Ее он написал в 1923-м году по случаю юбилея объединения Обуды, Буды и Пешта.

Куда можно доехать на M4

  • Keleti pályaudvar (Восточный жд вокзал) — красивый жд вокзал, поезда в Вену, кладбище Керепеши, ТЦ «Арена плаза».
  • János Pál pápa tér (площадь папы Римского Иоанна Павлав II) – театр Эркель.
  • Rákóczi tér (площадь Ракоци) – рынок.
  • Kálvin tér (площадь Кальвина) — улица ресторанов Радаи, Венгерский национальный музей, библиотека Эрвина Сабо.
  • Fővám tér (площадь Фовам) – Центральный рынок, улица Ваци, мост Свободы.
  • Szent Gellért tér (площадь Святого Геллерта) – купальня Геллерт, холм Геллерт.
  • Móricz Zsigmond körtér (площадь Морица Жигмонда) – Бездонное озеро.
  • Újbuda-központ и Bikás park – нет ничего интересного.
  • Kelenföld vasútállomás (жд станция Келенфельд) – жд станция и автобусная станция. Здесь останавливаются поезда и автобусы, уходящие на Балатон, в Вену, другие города Венгрии и за ее пределы.

Карта метро Будапешта

Отметил все станции метро Будапешта на карте Google, а также продублировал их названия на русском языке. Каждая линия помечена своим цветом. Вы можете отключить одну, две или три линии на карте, оставив только одну. Также все метки можно скачать в формате KML и использовать в другом приложении с картами.

Также оставлю схему Будапештского метрополитена и пригородных электричек. Вы можете сохранить ее к себе в телефон или скачать на сайте Будапештского транспортного центра.

Часто задаваемые вопросы

Есть ли пересечения линий метро Будапешта?

Да, на карте метро Будапешта выше визуально видны точки пересечений веток Будапештского метро. Их три

  • Deák Ferenc tér — пересечение линий М1, М2 и М3.
  • Kálvin tér — пересение линий М3 и М4
  • Keleti pályaudvar — пересечений линий М2 и М4.

Нужно ли покупать новый билет при смена ветки метро?

Да, если вы выходите за пределы турникетов. Не нужно, если вы пересаживаетесь с ветки на ветки в точках их пересечения. Например, на станции Deák Ferenc tér вам не нужно будет выходить за турникеты при переседке с линиий М1 на линию М2.

Как часто проверяют билеты в метро Будапешта?

Контролер в метро Будапешта

На самых крупных станциях стоят контролеры, которые просят показать проездной или прокомпостированный билет. Также выборочный контроль может быть устроен на любой станции при выходе из метро. На линии М1 как-то контролеоы ходили по вагонам. Рекомендация одна: покупайте билеты или проездные.

До какого возраста проезд в метро бесплатный?

Проезд в метро Будапешта и другом общественном транспорте бесплатен для детей до 14 лет. Сделано, чтобы увеличить заполняемость общественного траснпорта после пандемии коронавируса. Еслм вашему ребенка визуально точно меньше 14 лет документы, подтверждающие возраст, возить необязательно. Если он выглядит взросло, то лучше возить с собой такие документы.

Приглашаем на наши индивидуальные и групповые экскурсии по Будапешту и Венгрии. Анонс групповых еженедельно публикуется в телеграм-канале, каталог всех экскурсий на сайте budapestik.ru.

Текст и фото Даня Привольнов.

Самый популярный канал о Венгрии и Будапеште в Телеграм - новости, афиша мероприятий, анонсы экскурсий и другие полезности от Игоря Озина.

Инстаграм гида по Будапешту Дани Привольнова - красивые фоточки и видео.

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки - подписывайтесь на Youtube-канал.

Добавить комментарий

  1. Алла

    Добрый день, Даниил! Вопрос о замещающем автобусе М3. Нам надо доехать до вокзала Неплигет из аэропорта. Доезжаем до Кебаньи, затем на автобусе М3? Покупать надо трансфер тикет? В инете прочитала, что в салоне нет компостеров. Проезд как оплачивается? Спасибо.

    Ответить