fbpx

Фуникулер в Будапеште: стоит ли кататься и почему он шикло

Расскажу про фуникулер в Будапеште: когда его построили, что он из себя представляет и можно ли проехать на нем с проездным билетом. Часто этот вид транспорта называют Будайский фуникулер шикло и это тоже правильное название, чуть ниже узнаете почему.

Будапештский фуникулер работает с XIX века

Важно! В Будапеште помимо фуникулера (Budavári sikló) есть канатная дорога (Budapesti libegő). Канатка ведет на вершину горы Янош в XII районе города. По-венгерски ее название звучит как függővasút. Фуникулер, ведущий на вершину Будайского холма, на венгерском называется siklóvasút (шикловашут) и к канатной дороге отношения не имеет. Скорее, это железная дорога. Оставил разъяснение в начале статьи, чтобы вы случайно не поехали кататься на фуникулере не туда. Статья о канатной дороге Будапешта.

История фуникулера

Идея строительства фуникулера в Будапеште принадлежит Эдену Сечени – сыну одного из самых известных венгров, графа Иштвана Сечени. На тот момент в мире функционировало лишь одно такое же устройство – фуникулер во французском Лионе. Будайский фуникулер стал вторым и заработал в 1870 году. Вагончики железной дороги, поднимающиеся по склонам Будайского холма, приводил в движение паровой двигатель.

Это интересно: граф Эден Сечени также стал инициатором строительства в Будапеште зубчатой железной дороги. Сегодня она вписана в систему общественного транспорта: по ней ездит зубчатый трамвай №60.

Фуникулер в Будапеште проработал почти до конца Второй мировой войны, пережив военные конфликты, революции и восстания. Его популярность не снизилась даже после того, как в 1928 году на территории Будайской крепости открыли автобусное движение.

В годы Второй мировой войны бомба уничтожила верхнюю станцию фуникулера и один из вагончиков. Нижняя станция и паровая не пострадали. Ремонт фуникулера затянулся более чем на 40 лет. За это время предлагались различные проекты по реставрации транспортной системы. По одному из них фуникулер хотели заменить на эскалатор.

Кстати, эскалатор на склонах Будайского холма все-таки появился. Но гораздо позже и в другом месте. О нем читайте в статье про Замковой сад.

Фуникулер Будапешта возобновил работу 6 июня 1986 года. На смену паровому двигателю пришел электрический, а павильоны нижней и верхней станций перестроили. Через год фуникулер внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вагончики называются Геллерт и Маргит

В 2009 году фуникулер закрывали на полтора месяца, чтобы провести капитальный ремонт. Еще одно масштабное техобслуживание будайскому фуникулеру шикло устроили в 2021 году. Вновь он открылся 8 февраля 2022 года.

Технические характеристики фуникулера

  • Длина маршрута 95 метров, перепад высот между нижней и верхней станцией — 50 метров.
  • Две кабины фуникулера соединены маятником. Пока один вагон поднимается, другой пассажиров спускает.
  • В одном вагончике могут поместиться максимум 24 человека.
  • Первоначально вагончики двигались со скоростью 3 метра в секунду, но в 1988 году эту скорость по просьбе пассажиров уменьшили вдвое. Сейчас подъем или спуск на фуникулере занимает 95 секунд.
  • Фуникулер относится к железнодорожному транспорту со стандартной шириной колеи (1435 мм).
  • Первоначально машинное отделение с паровой тягой находилось на нижней станции. Сейчас фуникулер приводится в действие электродвигателем, который расположен под верхней станцией.
  • На фуникулере работают два вагончика: BS1 Margit и BS2 Gellert.
  • Под вагончиками фуникулера размешен пружинный тормоз, который предотвращает их от падения в случае обрыва троса.

Нижняя станция будайского фуникулера

Полезная для посещения информация

Время работы: 08:00 до 22:00

Технический перерыв: каждый нечетный понедельник, если он выпадает не на праздничный выходной. Если выпадает, то техническое обслуживание проводится в первый рабочий день после праздника.

Нижняя станция фуникулера в Будапеште находится на площади Адама Кларка (Clark Ádám tér) недалеко от Нулевого километра.

Верхняя станция расположена на площади Будайского холма между дворцом Шандора и воротами в Королевский дворец. В 10 метрах от станции ищите одну из мини-скульптурок Михаила Колодко.

Вид на Дунай и Пешт с вагончика фуникулера

Фуникулер управляется транспортным центром Будапешта, но в систему общественного транспорта не вписан. Билет на общественный транспорт или проездной для покатушек на нем не подойдут.

Стоимость билетов

  • Взрослый (с 15 лет) в одну — 4000 форинтов.
  • Детский (с 3 до 14 лет) — 2000 форинтов.

Это стоимость билета в обе стороны — на подъем и спуск. В одну сторону купить не получится. Есть продажа билетов онлайн.

Льгот нет, для обладателей Budapest Card Plus поездка будет бесплатной. Обратите внимание, что только с картой Плюс.

Как попасть к фуникулеру

Самый легкий способ: пройтись или проехать по Цепному мосту. Добраться до фуникулера можно:

🚍 Автобус — №16 и №105 из Пешта довезет до Clark Ádám tér.

🚇 Метро — красная ветка М2 и станция Batthyány tér, далее 15 минут пешком по Будайской набережной.

🚶 Пешком через мост Маргит или Эржибет и по набережной Буды до площади Адама Кларка.

Будавари Шикло у Королевского дворца

Увидеть фуникулер или прокатиться на нем вы также можете во время экскурсий со мной и нашей команды гидов. У нас есть индивидуальные и групповые, обзорные и тематические экскурсии.

Фуникулер на карте

Как еще можно подняться на вершину Будайского холма


Текст Игорь Озин, фото Даня Привольнов.

Самый популярный канал о Венгрии и Будапеште в Телеграм - новости, афиша мероприятий, анонсы экскурсий и другие полезности от Игоря Озина.

Инстаграм гида по Будапешту Дани Привольнова - красивые фоточки и видео.

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки - подписывайтесь на Youtube-канал.

Добавить комментарий