Герой статьи — историческое метро Будапешта. Оно обозначается аббревиатурой M1, желтым цветом и имеет официальное название Földalatti. Желтая ветка М1 – самая старая и самая необычная линия Будапештского метрополитена. Движение поездов по ней запустили в 1896 году! Благодаря чему Будапешт носит гордое звание первого города континентальной Европы, где появилось метро.
История желтой ветки
Год, когда состоялось открытие метро в Будапеште, выбрали не случайно. В 1896 году венгры закатили грандиозный праздник по случаю обретения родины. 1000 лет назад их предки пришли на эти земли и остались. Первую в континентальной Европе подземку строила немецкая компания Siemens&Halske. Работы велись открытым способом. Этим объясняется небольшая глубина станций исторического метро Будапешта. В строительстве, которое шло всего два года, задействовали самое современное на тот момент оборудование.
2 мая 1896 года Földalatti распахнуло свои двери для пассажиров. Посмотреть на новинку приехал сам император Австро-Венгрии Франц Иосиф. На момент открытия линия имела 11 станций.
Начиналась ветка станцией «Гизелла тер» — сейчас она называется «Вёрёшмарти тер» (Vörösmarty tér). Заканчивалась станцией «Артези фюрдо» — сейчас носит название «Сечени фюрдо» (Széchenyi fürdő). Эта и еще одна станция «Аллаткерт» (Állatkert) находились на поверхности.
Спустя 80 лет после открытия желтую линию метро частично перестроили. Перестала существовать станция метро «Аллаткерт», а «Сечени фюрдо» из наземной превратилась в подземную. Конец линии продлили на одну станцию — «Мексикои ут» (Mexikói út). В таком виде линия M1 метро Будапешта существует до сих пор.
Особенности линии M1
- Длина желтой линии будапештской подземки составляет 4,4 км. Для примера, один только перегон между станциями «Крылатское» и «Строгино» Московского метрополитена превышает 6,6 км. Пасстояние между станциями желтой ветки не превышает 400-500 метров.
- Большая часть желтой ветки проходит под одной красивейших улиц Будапешта — проспектом Андраши.
- Официальное название исторического метро Будпешта - Millenniumi Földalatti Vasút, чаще его называют просто Földalatti. На русский переводится как подземный.
- Поезда, курсирующие по туннелям Földalatti, не похожи на другие составы будапештской подземки. До 1973 года использовались метровагон Siemens & Halske — первая картинка снизу. С 1973 года и по сей день метросоставы Ganz-MÁVAG — второая картинка. Все они произведены в 70-х и 80-х годах XX века.
- Платформа станции такая же небольшая, как и сам поезд. Все 11 станций выполнены в едином стиле и имеют небольшую глубину.
- На желтой ветке метро Будапешта нет ни одного эскалатора.
- Для каждого направления линии М1 предусмотрен свой вход/выход. То есть ли вы прокомпостируете билет и поймете, что вам нужно ехать в другую сторону, то по правилам нужен новый билет на проезд. Поэтому будьте внимательнее.
- С другими линиями подземки M1 пересекается на станции Деак Ференц тер (Deák Ferenc tér). Это единственная станция будапештского метро, где встречаются три ветки.
Куда можно доехать на M1
Földalatti не только историческая ветка метро Будапешта, но и удобный способ добраться до множества городских достопримечательностей.
ТОП-25 достопримечательностей Будапешта
- Vörösmarty tér (площадь Верешмарти) — отсюда рукой подать до набережной Дуная, от площади начинается пешеходная улица Ваци. На площади каждый ноябрь открывается главная рождественская ярмарка Будапешта.
- Deák Ferenc tér (площадь Деака Ференца) — в двух шагах расположено Колесо обозрения. Тут же популярное место отдыха — клуб Аквариум. Еще отсюда рукой подать до Еврейского квартала и Большой синагоги.
- Bajcsy-Zsilinszky út (проспект Байчи-Жилински) -Базилика Святого Иштвана и начало проспекта Андраши.
- Opera (Опера) — Венгерский государственный оперный театр.
- Oktogon (Октогон) — музей эротики.
- Vörösmarty utca (улица Верешмарти) - Дома террора. ТОП-10 музеев Будапешта.
- Kodály körönd (Кодай коронд) — симпатичная круговая площадь с красивыми зданиями, отсюда начинается посольский квартал.
- Bajza utca (улица Байза) — посольство России в Венгрии.
- Hősök tere (площадь Героев) — площадь Героев, выставочный центр Мючарнок, Музей изобразительных искусств.
- Széchenyi fürdő (купальня Сечени) - парк Варошлигет, замок Вайдахуняд с загадочной статуей Анонимуса, купальня Сечени и зоопарк Будапешта.
- Mexikói út M (проспект Мексикои) — тут ничего интересного для туриста нет.
Полезная информация
Время работы
Первый состав стартует от станции Mexikói út в 4:32 утра по будням и по выходным. Движение поездов прекращается около полуночи.
Минимальный интервал в движении поездов составляет 2 минуты (днем в будни дни). Максимальный интервал – 10 минут (ранним утром и поздним вечером по будням и выходным).
Историческая линия M1 на карте
Стоимость проезда
Разовая поездка стоит 350 форинтов.
Общественный транспорт Будапешта
Проездные и билеты на общественный транспор Будапешта
Всегда ваш, Даниил Привольнов.
Самый популярный канал о Венгрии и Будапеште в Телеграм - новости, афиша мероприятий, анонсы экскурсий и другие полезности от Игоря Озина.
Инстаграм гида по Будапешту Дани Привольнова - красивые фоточки и видео.
Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки - подписывайтесь на Youtube-канал.
Привет, Даниил! Как всегда прикольная статья!
Давно к тебе не заходила, у тебя дизайн поменялся, классный! Веселенький! :smile:
Спасибо, Елена! Я тоже давно у тебя не был, пойду загляну =0)
Интересная статья про метро в Будапеште. Некоторые слайды напомнили мне метро в Брюсселе.
С удовольствием прочитала несколько статей о Будапеште. Прекрасно написаны: подробно, легко, есть четкие рекомендации и важные сведения. И фотографии отличные. Спасибо!
Спасибо, Светлана!
«загляните в него одним глазком»
Это сильно. А где оставить второй?
На ваше усмотрение
В Кунсткамере.